РАВВИН

РАВВИН (досл. «большой», «великий») – иудейский священнослужитель, религиозный учитель и человек, обладающий достаточными знаниями, чтобы возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда, уполномоченный принимать решения по вопросам, связанным с законами иудаизма. Слово «раввин» произошло от более короткого слова «рав», что на иврите означает «учитель». Окончание «-ин» придает слову значение «мой учитель». Поэтому выражение «мой раввин» – избыточно. В период амораев было принято называть «рав» ученых в Вавилонии, если они не получали посвящения в Эрец-Исраэль, его званием было рабби. Таким образом, в раннюю эпоху этим термином обозначали знатока и толкователя Письменного и Устного законов. Это не было отдельной общинной должностью (часто рав зарабатывал на жизнь какой-либо работой, не связанной с наставничеством или правовой деятельностью). В эпоху гаонов назначение раввинов в общины производили сами гаоны (главы иешив, в которых обычно и готовились знатоки законов) и эксиларх (светский лидер евреев на территории Багдадского халифата). Обычно они занимали должность местного даяна (судьи), хотя их функции в общинах были значительно шире. С конца X в. (времени упадка гаоната) происходит становление независимого института раввинов. Местные общины стали все чаще самостоятельно избирать себе духовного руководителя. Со временем значение местных раввинов возросло, и сложилось представление о них как об ученых, лидерах общин, не связанных иерархической структурой, все различия между которыми основаны только на их личном интеллектуальном и моральном авторитете. У евреев Восточной Европы раввин был, прежде всего, не проповедником и исполнителем обрядов, а третейским судьей в самых разных конфликтах (ритуальных и правовых), которые он старался рассудить в соответствии с духом Талмуда. Строго говоря, раввины здесь не являлись священнослужителями: не обязаны были вести синагогальную литургию, благословлять членов конгрегации и т.д. От них требовалось не только безупречное знание Торы, Талмуда, традиций, но и мудрость судьи, духовного наставника. Раввин становился руководителем общественной и духовной жизни общины, был моральным образцом для ее членов. В Восточной Европе к именам образованных и уважаемых евреев принято добавлять слово «реб», даже если человек не получил соответствующего образования. Первоначально общины не давали раввинам никакого денежного вознаграждения. Существует правило, согласно которому Тору нельзя преподавать за деньги. Однако со временем, чтобы дать сосредоточиться раввину на его обязанностях, общины стали выплачивать денежное содержание, которое обозначалось как схар баттала (досл. – «плата за бездействие»), что являлось компенсацией за потерю рабочего времени из-за выполнения раввинских обязанностей. Введение платы послужило началом длительного процесса становления должности раввина как своего рода службы. В рамках этого процесса происходит формирование принципа «один раввин для одного места», авторитету раввина общины должны были подчиниться все остальные ученые в этом месте. Подобная концепция сохранилась от Средних веков до наших дней, прежде всего, в общинах митнагдим, в венгерских и немецких ортодоксальных общинах (см. Иудаизм ортодоксальный). В Израиле система раввинских должностей образует иерархию, ее возглавляют два верховных раввина, ашкеназский (см. Ашкеназы) и сефардский (см. Сефарды). В Восточной Европе раввины носили длинный лапсердак и бархатную шапку, отделанную мехом. Это – одежда евреев позднего Средневековья. См. также Иудейские священнослужители.

 
PR-CY.ru