ПРАЗДНИКИ

ПРАЗДНИКИ – дни, которые придают строгий ритм иудейскому году. Часть из них установлена в Пятикнижии, часть относится к более позднему времени, поэтому различаются праздники библейские и праздники раввинов. За исключением Шаббата (Субботы), даты всех праздников подвижны. Согласно пяти книгам Моисея, есть два святых дня, посвященных самоанализу и раскаянию: Рош ха-Шана и Йом-Киппур, а также три дня, знаменующих исторические события национального масштаба – Пейсах (Пасха), Шавуот и Суккот. Эти три праздника связаны с историей иудаизма после Исхода из Египта. После смерти Моисея евреи пережили ряд событий, о которых, по их мнению, следующим поколениям надлежит помнить. Одни из них были веселыми, другие – печальными. Общим для них было то, что каждый праздник учил евреев чему-то настолько важному, что они должны размышлять об этом в годовщину событий. Это служит источником всех других праздников и постов в иудейском календаре, которые получили название праздников раввинов. Все иудейские праздники начинаются и заканчиваются с заходом солнца. Шаббат (Суббота) – день отдыха в конце недели, уподобляемый седьмому дню творения. В этот день запрещено всякое творчество, материальное и духовное, мешающее человеку полностью сосредоточиться на Боге. Шаббат отмечается священниками, собирающими общину в синагоге, и семейными молитвами, во время которых освящаются вино и хлеб. Древнейшие религиозные праздники были установлены в память важнейших событий истории еврейского народа, они совпадают с древними праздниками земледельческого цикла, отмечавшими наступление весны и осени. Весной Пасха (Песах, Пейсах) напоминает об освобождении евреев из египетского плена. В память о бегстве и блуждании по Синайской пустыне евреи в течение недели не принимают никакой дрожжевой или перебродившей пищи. Через семь недель, или 50 дней, отмечается праздник Шавуот (Пятидесятница) в память о даровании Завета Моисею на горе Синай, в этот день освящаются первые плоды. Осенью отмечается праздник Кущей (Суккот), называемый также праздником шатров или дарохранительниц. В течение недели освящается урожай плодов, верующие вспоминают жизнь в шатрах во время сорокалетнего странствования по египетской пустыне. Праздник Пурим (Жребий) ежегодно напоминает о чудесном избавлении евреев Персии, спасшихся от истребления благодаря царице Есфири. Столь же веселый праздник Ханука (Огней) приходится на начало декабря. Он продолжается восемь дней, в течение которых каждый вечер зажигают свечи. Эта неделя проникнута особенно сильным религиозным духом, поскольку празднуется очищение Храма Иудой Маккавеем (см. Маккавеи). Напротив, Тиша бэ-ав (9-е число месяца ав) – день скорби и траура, в память о разрушении двух храмов. Праздник нового года Рош ха-Шана отмечается в начале сентября и напоминает о создании мира Богом, но также и о грядущем Страшном суде. За ним следуют десять дней покаяния. В завершении этого периода проводится наиболее важная церемония года – Йом-Киппур, день искупления, или Судный день. Постоянная религиозная практика состоит в соблюдении правил питания, или кашрута. Не позволяется смешивать мясные продукты с молочными, употреблять в пищу мясо животных, у которых не была выпущена кровь, а также рыбу, не имеющую чешую и плавников. В XX в. появились новые праздники, в ознаменовании событий, не уступающих по масштабам древним. 1. Йом ха-шоа, День памяти Холокоста, на 27-й день месяца нисана (март/апрель). Он призывает не погружаться в мысли о смерти, но отдать дань уважения героям Варшавского гетто. 2. Йом ха-Ацмаут, День независимости Израиля, который отмечается на 5-й день месяца ияр (апрель/май). Он увековечил принятие Декларации независимости Израиля в мае 1948 г. 3. Йом-Ерушалаим, День Иерусалима, возник вследствие Шестидневной войны 1967 г., когда Израиль освободил Иерусалим. 4. Тот, которого пока нет, но который будет провозглашен, когда окончание путешествия евреев во времени будет отмечено явлением Мессии. См. также Иудейские праздники.

 
PR-CY.ru