Словарь по иудаизму О ОТСТУПНИЧЕСТВО

ОТСТУПНИЧЕСТВО

ОТСТУПНИЧЕСТВО – переход в другую религию. С точки зрения галахических представлений, для еврея переход в другую религию невозможен. Нахманид в этой связи напоминает, что Завет между Богом и народом Израиля был заключен со всем народом, и ни одни человек, рожденный евреем, или прозелит, прошедший гиюр, не властны разорвать этот договор. Поэтому еврей, совершивший переход в другую религию, с точки зрения закона, остается евреем, однако сам переход рассматривается как один из страшных грехов. Примечательно, что семья отступника должна выполнять по нему все траурные обряды, как по покойному. Отступник в случае возвращения в иудаизм не должен проходить особого ритуала, так как во время своего отступничества он не переставал быть евреем. Однако как грешник он должен, по мнению некоторых религиозных авторитетов, продемонстрировать свое раскаяние рядом символических действий: должен признать свой грех и покаяться перед коллегией из трех раввинов. В некоторых общинах он, подобно прозелиту, обязан совершить ритуальное омовение в микве. Особенно острой проблема отступничества стала после признания христианства государственной религией Римской империи. Известно, что многие христианские государства средневековой Европы проводили политику насильственного крещения евреев (см., например,  Марраны). Многие отступники занимали высокие посты в иерархии христианского общества и, в свою очередь, вели ожесточенную борьбу против своих бывших единоверцев. Например, второй генерал ордена иезуитов Диего Лайнес происходил из крещеных евреев. В связи с этим еврейский закон четко разделяет добровольных отступников и анусим (отрекшихся от иудаизма под угрозами или насильственно). Особый случай представляет отступничество Шаббатая Цви (лидера крупнейшего мессианского движения XVII в.), обратившегося в мусульманство. Многие его сторонники также перешли в ислам, образовав своеобразную секту денме (скрывающие веру). Распространение в XVIII в. секуляторских идей под влиянием европейского Просвещения (хаскала), а также надежды на культурную и социальную ассимиляцию сделали добровольное обращение в христианство довольно частым явлением в еврейских общинах. Однако проблема отступничества сама по себе перестала быть остроконфликтной, так как в Новейшее время в основе еврейской самоидентификации лежали уже не религиозные моменты, а национально-исторические. Таким образом, отступничество (или прозелитизм) уже не угрожало исчезновением евреев как отдельного народа, а стало личным делом каждого индивида.

 
PR-CY.ru