Словарь по иудаизму О ОМОВЕНИЕ

ОМОВЕНИЕ

ОМОВЕНИЕ – один из важнейших обрядов, характерный для большинства религий, в том числе и для иудаизма; ритуал, цель которого – восстановление ритуальной чистоты. Во многом это связано с особой ролью воды в религиозных представлениях, начиная с древности (мифы о хаосе как водной стихии, о всемирном потопе и пр.). В целом символ воды и омовения как акта, возвращающего человека к утраченной им изначальной чистоте, а иногда и имеющего смысл нового рождения, – один из древнейших религиозных архетипов, присутствующий в большинстве традиций. В иудаизме обряд омовения (самавартана) завершал первую стадию жизни человека – период ученичества. Омовение проходило последовательно из восьми сосудов, по числу стран света. После этого ученик сбривал бороду, стриг волосы и ногти и надевал новую одежду, затем покидал дом учителя и возвращался в семью, где имел право вступать в брак, т.е. начинать новый период своей жизни. Омовение в целом воспринимается как обряд перехода в иное состояние. В иудаизме уже в древности считалось, что ритуальная нечистота, распространяемая через контакт с мертвым, некоторыми типами живых существ или физических выделений, преодолевается по законам Торы очистительными ритуалами. Так, подвергшийся осквернению человек очищался, окунувшись в воды миквы (первоначально бассейна Скинии Завета или Иерусалимского храма, позже ритуального бассейна при синагоге). Там же очищались оскверненные сосуды, хотя сделать само по себе нечистое чистым миква не может (определенные виды животных, трупы и пр.). В целом омовение в микве всегда было основной частью еврейского обряда очищения, его обязательно совершали служители Иерусалимского храма перед исполнением своих обязанностей. Разновидностью очищения являлось употребление смешанного с водой пепла ярко-рыжей коровы, считавшейся очищением от прикосновения к мертвому (описывается в Книге Чисел). В талмудическом иудаизме оформились развитые галахические положения о ритуале очищения в микве (разделы Мишны и Гемары). Утверждается даже, что необходимость в микве столь важна, что община обязана продать свиток Торы, если не хватает средств на ее строительство. Так, омовение в обязательном порядке совершается при гиюре (церемонии перехода в иудаизм), когда желающего принять иудаизм окунают в микву; при очищении женщин после месячных и родов (т.е. по окончании периода нечистоты – нидды). Кроме этого, в иудаизме ритуальное омовение рук с помощью двух специальных сосудов совершается за трапезой, в особенности субботней и пасхальной. В еврейской традиции существуют три типа омовений: полное омовение, омовение рук и ног, омовение рук. Полное омовение человека или предмета совершается либо в «живой воде» (воде реки, источника или моря), либо в микве. Часто совершают троекратное омовение, хотя Талмуд считает достаточным и одно омовение. Особенно важной была ритуальная чистота священников, участвующих в храмовой службе. Во время службы в Йом-Киппур, наиболее торжественной службы в году, первосвященник совершал омовение пять раз. В настоящее время полное омовение совершают практически только женщины после менструации и прозелиты во время обряда гиюр. Законоучители постановили также, что для достижения ритуальной чистоты после полового сношения необходимо совершить полное омовение. В данном случае возможно использование любой воды, так как это – предписание Талмуда, а не Библии. Омовение рук и ног было предписано для священников перед участием в храмовой службе, но сейчас не применяется. Наиболее распространенный вид омовения сегодня – омовение рук. Ритуальное омовение рук совершается перед принятием в пищу хлеба и других продуктов, которые едят руками, а также перед благодарственной молитвой после трапезы. Существует правило, что левиты должны омыть руки коэнам перед совершением благословения (см. также Биркат-коханим). Представление о ритуальной нечистоте и омовении как средстве избавления от нее является наиболее характерным не только для иудаизма, но и для ислама и христианства. Обряд крещения в христианстве есть не что иное, как ритуальное омовение. При входе в мечеть правоверный мусульманин обязан вымыть руки и даже ноги, а также снять обувь.

 
PR-CY.ru