Словарь по иудаизму Н НАХМАНИД

НАХМАНИД

НАХМАНИД (раввин Моше бен Нахман) – великий испанский ученый, врач и богослов (1194–1270 гг.). Он известен как знаток Талмуда и Галахи, мастер библейской экзегезы и каббалы, философ и поэт. Нахманид был первым, кто провозгласил обязанность заселения Святой земли (Эрец-Исраэля) одним из важнейших для евреев религиозных предписаний. Известны 50 его произведений, большинство из них – правовые новеллы к Талмуду и письма, посвященные общественно-политическим вопросам. Важнейший труд – комментарий к Пятикнижию. Для Нахманида Тора – источник всякого знания. В отличие от предшественников, в своем комментировании он сосредоточился на контексте, в котором фигурируют определенные слова и выражения. Нахманид искал глубинный мистический смысл библейского повествования. С его точки зрения, Библия содержит не только картины прошлого, но и рассказ о будущих событиях. В своей работе он во многом опирался на агадические (см. Агада) и галахические толкования законоучителей Талмуда и Мидраша, однако, в отличие от Раши, подвергал эти толкования критическому анализу, основанному на сравнении их с библейским текстом. Нахманид считал, что каждое предписание Библии имеет разумное основание и направлено на благо человека, хотя и отвергал некоторые рационалистические обоснования библейских предписаний в «Наставнике колеблющихся» Маймонида. Как и многие еврейские философы, он стремился буквальное понимание библейского повествования дополнить аллегорическим. Комментарии Нахманида пользовались большой популярностью у последующих поколений библейских экзегетов, в том числе и каббалистов. Галахическое наследие Нахманида, включающее новеллы к Талмуду и отдельные монографии, признается вершиной испанского галахического творчества. Его работы в области Галахи всегда основаны на большом количестве источников, им свойственен ясный, логический характер изложения. Многие произведения Нахманида часто намекают на каббалистические темы, но единственным его произведением, полностью посвященным каббале, является комментарий к первой главе одного из каббалистических трактатов «Сефер иецира» (см. Зогар).

 
PR-CY.ru