МИДРАШ

МИДРАШ (евр. «изучать», «исследовать») – популярный жанр гомилетической литературы, самые ранние образцы которого можно найти уже в Мишне, Тосефте, а позднее и в Гемаре. В ней содержатся размышления о том, что говорится в Библии, с целью извлечения сути закона иудаизма или морального урока. Это – исследование Священного Писания, призванное постичь его глубинный смысл, собранные в одну книгу раввинистические трактовки Библии, а также связанные с ней предания. Но это не просто предание – Мидраш метафоричен. Если Талмуд – это, прежде всего, закон, то Мидраш – это, главным образом, легенда. Он интересуется скорее значением библейских текстов, а не их практическим применением. Талмуд обращается к логике, Мидраш вдохновляет, привлекает, взывает к душе. Например, он объясняет, почему Тора начинается со второй буквы алфавита, а не с первой. Мидраш говорит, что эта деталь показывает, что Бог создал два мира: жизнь на земле и то, что нас ожидает после смерти. Или почему в Библии говорится, что Бог создал свет в первый день творения, а Солнце было создано только на четвертый день? Мидраш в данном случае поясняет: то был божественный свет, гораздо более сильный, чем свет Солнца. Что толкнуло Каина на убийство брата Авеля? Мидраш предлагает три версии: потому что они сражались за женщину; потому что не поделили собственность; потому что одному из них была дарована привилегия – на его земле будет построен Божий храм. Мидраш в целом приучает к творчеству. Возможно, все исторические версии берут свое начало именно в иудейском Мидраше. Поэтому и к самому иудаизму правомерно подходить творчески, выдвигая всевозможные версии. Иудаизм в буквальном смысле – не догма. Часто словом «мидраш» обозначают и сборники различных по жанровому содержанию текстов: публичные проповеди, произведения агадического (см. Агада) и галахического (см. Галаха) содержания, образующие последовательный комментарий к библейским книгам. Очень часто под ним понимаются сборники не вошедших с Талмуд трактатов, посвященных глубокому пониманию духа каждого стиха Библии и стремлению понять ее скрытый смысл. Мидраши Агады имеют назидательный и нравоучительный характер и содержат поучения, притчи и сказания. Мидраши Галахи – посвящены в основном выведению законов религиозного права из текста библейских книг. Время составления Мидраша относится к III–XIII вв. Наиболее ранние и классические по форме мидраши относятся к периоду амораев, от него сохранились лишь семь образцов этого жанра. Важной частью мидрашей этой эпохи было вступление, которое строилось по схеме, с определенным библейским стихом в центре. Уже в конце периода амораев начался сбор, редактирование и издание мидраша, чей авторитет немногим уступал Талмуду. Более поздние мидраши были не так совершенны по своей литературной форме. Галахические мидраши содержат толкования таннаев четырех книг Пятикнижия: Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Они также являются, прежде всего, последовательным комментированием библейских стихов. Хотя их главная задача – выведение установлений Галахи из библейского текста, они содержат и богатый агадический материал.

 
PR-CY.ru