МЕССИЯ

МЕССИЯ (на иврите: «машиах», т.е. «миропомазанный», или «помазанник, предназначенный для служения») – в учении иудаизма посланник Бога, потомок царя Давида, который осуществит обещанное избавление народа Израиля. Согласно Библии, это – постоянно ожидаемый искупитель или царь, человек, который будет избран Богом, чтобы положить конец злу на земле, восстановить Иерусалимский храм, вернуть изгнанных в Израиль и возвестить начало нового мира. На образ грядущего Мессии большое влияние оказало предание о Моисее, который не только вывел народ из египетского рабства, но и духовно возвысил его, даровав Тору и Заповеди (см. Заповеди религиозные, Мицва). Таким образом, будущее избавление мыслилось одновременно и как политическое освобождение, и как духовное возрождение. В Талмуде и Мидраше Моисея называют «первым избавителем», а Мессию – «последним избавителем». Другим прообразом Мессии стал царь Давид, в народном предании – обладатель исключительных политических и одновременно религиозных и этических достоинств. Со временем мессианская идея обретает утопические и эсхатологические (эсхатология – учение о конце света) черты. Уже у Исайи будущий приход Мессии принесет с собой полное преображение мира на началах справедливости, вера в Бога распространится среди всех народов и воцарится вечный мир. С I в. н.э. вера в приход Мессии легла в основу массовых движений и многочисленных сект, лидеры которых претендовали на роль Мессии. Законоучители Талмуда сформулировали представление о нем как о царе из дома Давида, который принесет Израилю избавление, и будет править им в конце времен. В отличие от христианских представлений, где Мессия – богочеловек, Мессия в иудаизме – всего лишь человек, орудие установления царства Божия. Маймонид рассматривал его приход без какой-либо мистической или эсхатологической подоплеки, только как политическое освобождение еврейского народа. Он считал царство Мессии идеальным государством, основанным на принципах иудаизма и еврейского религиозного права. Мессианские размышления, попытки вычислить дату прихода Мессии были неизменными мотивами еврейской религиозной мысли в Средние века и в начале Нового времени. С XVI в. начало складываться представление о мессианской роли еврейского народа во многом под влиянием учений каббалистов (см. Каббала). Такое видение легло в основу массового движения, возглавленного Шаббатаем Цви, которому был свойственен отказ от пассивного ожидания пришествия Мессии и стремление приблизить наступление мессианского царства человеческими силами. Реформизм (см. Иудаизм реформистский) подчеркнул в мессианской концепции иудаизма универсалистские черты: в мессианскую эпоху избавление наступит для всего человечества.

 
PR-CY.ru