Словарь по иудаизму М МЕНДЕЛЬСОН Моисей

МЕНДЕЛЬСОН Моисей

МЕНДЕЛЬСОН Моисей (1729–1786 гг.) – немецко-еврейский религиозный философ и писатель. Родился в г. Десау в традиционной религиозной семье. В 1743 г. прибыл в Берлин, где, невероятно бедствуя, самостоятельно выучил французский, немецкий и латинский языки, что открыло ему доступ к достижениям европейской философии и естественных наук. В 1754 г. становится домашним учителем, а затем и компаньоном фабриканта и тем самым получает возможность полностью посвятить себя философским и литературным занятиям. В том же году состоялось его знакомство с великим немецким критиком и писателем Г.Э. Лессингом, перешедшее в тесную дружбу. Славу «еврейского Сократа» Мендельсону принесло его сочинение «Федон», где он в форме диалога между Платоном и Федоном доказывал с помощью доводов разума бытие Бога и бессмертие души. Однако он признавал, что хотя иудейская религия не содержит никаких положений, противоречащих логике и разуму, в ходе веков к ней примешались некоторые случайные и нехарактерные элементы. Для их устранения Мендельсон полагал необходимым распространять среди бесправных, говорящих тогда на языке идиш иудеев Германии, европейское просвещение и знание государственного языка. С этой целью он перевел для распространения среди иудеев Пятикнижие Моисеево на литературный немецкий язык со своим комментарием. В своем капитальном труде «Иерусалим» (1783 г.) Мендельсон выступил с обоснованием смелого тогда тезиса об отделении церкви от государства и равенства всех граждан независимо от религиозных убеждений. Вместе с тем он, оставаясь верующим иудеем, утверждал, что в иудаизме нет противоречия между разумом и верой, и даже пытался доказать «разумность» иудейской обрядности. Взгляды и деятельность Мендельсона были с интересом встречены как философами (в частности, И. Кантом), так и рядом немецких князей и аристократов. Для поборников еврейского просвещения он стал первым примером иудея, вышедшего из бесправного гетто. Некоторые последователи использовали его труды для формирования иудаизма реформистского, другие пошли по пути полной ассимиляции, вплоть до перехода в христианство. Среди них были и члены его семьи, многие из которых стали видными деятелями немецкой культуры (знаменитый композитор Феликс Мендельсон-Бартольди является его внуком).

 
PR-CY.ru