МАККАВЕИ

МАККАВЕИ – одно из наименований организаторов и руководителей восстания евреев против царя Сирии Антиоха Епифана и владычества греческой культуры. Происходит от прозвища одного из родоначальников династии – Маккаби, что означает «молоток». Является также акронимом фразы на иврите «Ми камоха боэлим, Гашем!», т.е. «Кто подобен Тебе, Всевышний!», потому что источником силы Маккавеев была верность Богу. Другое наименование династии по родовому имени – Хасмонеи. Во II в. до н.э., когда Иудея находилась под властью греко-сирийской державы Селевкидов, царь Антиох IV, нуждаясь в деньгах после проигранной войны с Римом, претендовал на сокровища Иерусалимского храма. В ответ на вспыхнувшие беспорядки Антиох стал преследовать иудейскую религию, запретил ее обряды, а иудейский Храм превратил в языческий. Это привело ко всеобщему народному восстанию, возглавляемому священником Маттафией и его сыновьями – Иудой, Иоанном, Елиазаром, Симоном и Ионатаном. Героем разгоревшейся партизанской войны был Иуда. Ему в 165 г. до н.э. удалось освободить Иерусалим и освятить поруганный Храм. Полного освобождения Иудеи от сирийцев добился только Симон в 142 г. до н.э. В дальнейшем его потомки (Иоанн Гиркан, Аристобул и др.) правили в Иудее вплоть до захвата страны Римом в 63 г. до н.э. Царь Ирод Великий был женат на принцессе Мариамне, так что его потомки по женской линии были связаны с прежней династией. История Маккавеев (Хасмонеев) содержится в Маккавейских книгах, сохранившихся на греческом языке. Они не входят в еврейский библейский канон, однако включены в состав Септуагинты. Первые две книги описывают предысторию и ход восстания Маккавеев, третья передает легендарную версию происхождения одного из местных праздников египетских евреев. Разгневанный фараон Птолемей IV Филопатр, решив истребить всех евреев, приказал собрать их на александрийском ипподроме и выпустил на них слонов, однако слоны обратились против царских воинов. Царь раскаялся и отпустил евреев с миром. Четвертая книга представляет собой философский трактат в жанре проповеди. Она носит явные следы влияния эллинистической культуры, прежде всего, философии стоиков, а также риторической техники того времени. Библейские законы в ней рассматриваются как практические средства стоического самовоспитания, сущность мученичества евреев, погибших в дни гонений, – в верности законам Бога, который вознаграждает мучеников и обрекает безбожного царя на вечное наказание. Католическая традиция полагает их «второканоническими» по отношению к книгам Священного Писания, а православная – неканоническими, но обе включают их в состав Библии. Христиане полагали, что Маккавеи боролись за спасение иудаизма, чтобы передать всему остальному миру Божественное Откровение, и поэтому тщательно сохраняли эти книги. Данная история Маккавеев нашла широкое отражение в европейской литературе, изобразительном искусстве и музыке. См. также Хануки.

 
PR-CY.ru