МАЙМОНИД - Страница 2

Оригинальную трактовку дал Маймонид вопросам о Божьем всеведении и провидении. Он выделил общее провидение, касающиеся законов природы, и индивидуальное провидение, выражение заботы Бога о каждом человеке. Маймонид считал, что индивидуальное провидение определяется степенью развития интеллекта данного индивида: человек с более развитым интеллектом больше подвержен Божьему провидению. Он развил учение, согласно которому зло представляет собой недостаток или отсутствие добра и не является независимым по своему происхождению. Различаются три вида зла: а) природное, которое человек не может контролировать (например, наводнения или землетрясения), б) социальные (войны, гражданские распри) и в) личное. Два вида зла могут контролироваться человеком, и таким образом, большая часть мирового зла может быть устранена путем правильного воспитания человека. В вопросе о заповедях Рамбам также идет рационализирующим путем, оставаясь на позициях традиционного иудаизма. Он критикует разделение Закона на две категории – заповеди, понятные человеческому разуму без помощи откровения, и заповеди, постижение которых возможно только путем откровения. Это разделение указывает, что заповеди, основанные на откровении, исходят скорее от Божьей воли, чем от Божьего разума. Маймонид же считал, что все Божьи заповеди являются порождением Божьего разума, только некоторые из них понимать легко, а другие – нет. «Наставник колеблющихся» во многом указал направление развития иудейской философии Средних веков и Нового времени. Многие выдающиеся еврейские мыслители составляли комментарии на это произведение Маймонида. Кроме обобщающих трудов и ряда комментариев к Мишне и Талмуду, а также трактата «Книга заповедей», в которой он систематизировал все 613 заповедей, Маймониду принадлежит ряд небольших трудов, посвященных современным ему проблемам. Часть из них написана в виде писем в ответ на вопросы представителей различных иудейских общин. Его философские труды вышли за пределы иудейского мира и оказали влияние на выдающегося средневекового философа Фому Аквинского, а также на Бенедикта Спинозу, выступившего с критикой Торы, за что и был подвергнут херему, т.е. отвергнут и проклят иудейской общиной. Авторитет Маймонида у иудеев отражает принятое в их литературе изречение: «От Моисея (пророка Священного Писания) до Моисея (Маймонида) не было подобного Моисея».



 
PR-CY.ru