ЛИТУРГИЯ

ЛИТУРГИЯ – порядок проведения публичного богослужения и его содержание. Исследователи, основываясь на данных библейской и талмудической литературы, выделяют три главных этапа ее становления: библейский, талмудический (включающий эпоху Второго храма) и послеталмудический. В основе литургии в первый период был обряд жертвоприношения, хотя, очевидно, уже в этот период он сопровождался некоторым канонизированным текстом и песнопениями. Вавилонское пленение и разрушение Первого храма в 586 г. до н.э. способствовали возникновению внехрамового богослужения. Отправлявшееся изгнанниками в вавилонских синагогах, оно приобрело новое содержание. Одним из главных компонентов внехрамовой литургии стала Тфилла, позднее получившая название Амида, состоящая из 18 бенедикций (молитвенных формул). Второй этап, начавшийся после возвращения из вавилонского пленения, был наиболее важным в становлении еврейской литургии как храмовой, которая изучалась законоучителями и после разрушения Второго храма, так и внехрамовой (синагогальной). Лишенную обрядности храмового богослужения и не так связанную многочисленными ритуальными запретами, ее разрешалось отправлять в любом месте; среди ее участников не обязательно должны были присутствовать коэны и левиты, а основным условием было наличие миньяна (кворума из 10-ти верующих). Вести службу мог любой совершеннолетний член общины, известный благочестивым поведением и знанием литургических текстов. Молились, обратившись лицом к Иерусалиму, в Иерусалиме – лицом к Храмовой горе. Читал молитвы ведущий службу член общины, а все присутствующие возглашали «амен» после каждой бенедикции. Впоследствии таннаи постановили, что молящиеся должны произносить Амиду и другие части литургии шепотом. В эпоху Мишны обязательным компонентом синагогальной литургии стали три обязательные ежедневные службы: шахарит (утром), минха (днем) и маарив (вечером). Они соотносились с ходом служения в Храме: первые две – с жертвоприношениями утреннего и вечернего тамидов (молитв), последняя – с закрытием ворот Храма. Процесс становления литургии, канонизация основных ее компонентов закончились к середине VI в. Тем не менее, в литургическую службу продолжали вносить дополнения. В частности, в нее стали включаться поэтические произведения на сюжет различных ее разделов, известные под названием «пиют», объединяющие самые разные жанры. Это породило своеобразное литургическое творчество, произведения которого, оставаясь в рамках литургической тематики, часто отражали события истории еврейского народа, этапы развития его культуры. Основные литургические правила – общие для всех приверженцев иудаизма, но в частностях проведения богослужения имеются значительные различия у отдельных течений и групп. В XIX в. началось движение за унификацию литургии, особое значение приобретшее после основания Государства Израиль, в то же время в рамках реформистского движения (см. Иудаизм реформистский) конгрегации была предоставлена значительная свобода в выборе формы и содержания богослужения.

 
PR-CY.ru