Словарь по иудаизму Л ЛЖЕМЕССИИ

ЛЖЕМЕССИИ

ЛЖЕМЕССИИ – появляющиеся в разные эпохи лица, стремившиеся убедить иудеев в том, что именно они являются избавителями народа («помазанниками», евр. машиахами, Мессиями Всевышнего). Первоосновой для этих притязаний  служили тексты из Книги пророка Исайи о государе мессианских времен (см. Мессианство). Среди этих самозванцев были разные люди, искренне верящие в свою миссию, а также психически больные и просто обманщики. Все они считали себя призванными восстановить былое царство Давида и Соломона. Иногда они призывали иудеев к оружию против владык, иногда провозглашали радикальные религиозные реформы. Обычно такие люди появлялись в периоды исторических кризисов, когда положение народных масс становилось особенно тяжелым. Впервые о лжемессиях стало известно в конце эпохи второго Иерусалимского храма, завершившейся разрушением Иерусалима и Храма в 70 г. н.э. Через 60 лет, во время Второго великого восстания (132–135 гг. н.э.), законоучитель Акива бен Иосиф провозгласил Мессией вождя восставших Бар-Кохбу. Впоследствии лжемессии появляются уже в эпоху мусульманского господства. Их появлению в христианских и мусульманских странах способствовали тяжелые бедствия времен крестовых походов. Под влиянием мистических учений появляются вдохновенные идеями каббалы настроения, характерные для лжемессий. Наиболее заметный след в истории оставил Саббатай (Шабтай) Цви (1626–1676 гг.). Турецкий султан предложил ему выбор: принять ислам или быть казненным. Цви принял ислам. Одним из его последователей можно считать Якова Франка (1726–1791 гг.), который утверждал, что человеческие страсти, осуждаемые Талмудом, являются на самом деле искрами Божьими, и без своего выхода они препятствуют наступлению небесной гармонии. Кроме того, Франк провозгласил, что вера в прежнего Мессию должна быть забыта, поскольку теперь в ней нет необходимости. Такие взгляды вызвали резкий протест со стороны польских раввинов, которые наложили на Франка и его сторонников херем (проклятие). В ответ Франк решил последовать примеру сторонников Цви («дёнме», т.е. вероотступников, скрывающих свои истинные убеждения) и призвал своих приверженцев обратиться в христианство. Франкисты объявили, что выступают против Талмуда и опираются только на книгу «Зогар», которая, по их мнению, близка к идеям католической церкви (см. Каббала). Более того, они стали обвинять раввинистов в оскорблении христианства и даже в ритуальных убийствах. В конце концов, Франк и его сторонники приняли католицизм. Тем не менее, по обвинению в тайной приверженности иудаизму Франк был заключен в крепость Ченстохова. Узнав о вступлении в Польшу русских войск, он попытался заигрывать уже с православным духовенством, утверждая, что книга «Зогар» доказывает истинность этой веры. Старания его были тщетными, но в 1772 г. он все же был освобожден. Скончался Франк в 1791 г. в Австрийской империи, где богато жил, окруженный многочисленными сторонниками под покровительством императора Иосифа II. Многие потомки франкистов стали родоначальниками польских дворянских фамилий, но как религиозное течение франкизм не оставил в иудаизме заметного следа.

 
PR-CY.ru