Словарь по иудаизму К КУМРАНИТЫ

КУМРАНИТЫ

КУМРАНИТЫ – члены общины ессеев (эссенов), названной «кумранской» по месту находок ее основных текстов в середине XX в. – местности Вади-Кумран и Хирбет-Кумран у северо-западного побережья Мертвого моря (см. Свитки Мертвого моря). До этих находок об общинах эссенов было известно лишь по незначительным упоминаниям в античных источниках и найденному ранее Дамасскому документу. Очевидно, община была небольшой – несколько сотен человек. Многие исследователи отождествляют кумранитов и ессеев (эссенов), как они описаны у Иосифа Флавия, хотя другие считают, что это две различные, хотя и близкие друг другу секты, которых в эпоху Второго храма было много. В современной литературе считается, что кумранская община появляется в III в. до н.э. и становится еще одним направлением эллинистического иудаизма наряду с фарисеями и саддукеями. Как и фарисеи, кумраниты стремились к отделению от иудейского общества, отступившего, по их мнению, от праведной жизни и погрязшего во лжи и нечестии. С другой стороны, возможно, община была инициирована группой священников-садокидов, т.к. «цадокиды» – это самоназвание общины. Во время религиозных гонений Антиоха (возможно, в 166 г. до н.э.) эссены бежали в Иудейскую пустыню в местечко Хирбет-Кумран, что и положило начало собственно Кумранской общине. Потом, вероятно, общинники проживали в Дамаске, из которого вернулись на родину в 140 г. до н.э. и жили в Иерусалиме до 80-х гг. до н.э. Кумраниты пользовались покровительством царя Ирода Великого и его сына Архелая. Они верили, что в мессианскую эпоху Господь «обновит» завет с Израилем, и под водительством Учителя праведности (открывшего новую Тору) кумраниты заключат с Богом новый Завет. При этом они говорили о двух ожидаемых Мессиях: Священнический Мессия («Мессия от Аарона») и светский Мессия-Царь. С появлением Мессии-Царя (из рода Давидова) кумраниты связывали освобождение Иудеи от иноземного ига и разгром врагов при помощи Небесного воинства. Исходя из этих представлений, Учитель праведности воспринимался последователями не только как пророк, но и как Мессия, с пришествием которого начался первый этап «конца времен». Смерть Учителя праведности в 136/137 гг. до н.э. (был казнен) заставила кумранитов подкорректировать свои эсхатологические и мессианские идеи. Они выдвинули идею Второго пришествия Учителя праведности в самом конце времен, которое ожидалось через 40 лет. Кумраниты даже разработали специальный устав (Свиток войны), который определял жизнь «сынов Света» (членов общины) в 40-летний период апокалиптической войны с «сынами Тьмы» (нечестивцами из иудеев и язычников). При этом в эсхатологической перспективе грешники будут уничтожены, выживут лишь «сыны Света», увенчанные вечной праведностью в Царстве Божьем. Кумраниты верили в бессмертие души, загробное воздаяние, всеобщее воскресение мертвых (в отличие от фарисеев) и воссоздание нетленных тел. Важнейшим элементом их идеологии является учение о предопределении всего еще до сотворения мира. Отсюда исходило убеждение, что часть живших и ныне живущих изначально предназначена для погибели, а часть – для спасения. Вера в предопределение служила эссенам теологической основой осознания своей избранности, а дуалистическая тенденция оправдывала их изоляционизм. Здесь происходит переориентация мессианской идеи с избранничества еврейского народа на избранничество отдельной общины, что нашло продолжение в христианстве. Но при этом кумраниты не отвергали иудейский храмовый культ, в том числе кровавые жертвоприношения, а лишь временно отказывались от непосредственного участия в службе в силу того, что полагали Храм оскверненным. К тому же, замкнутость и отсутствие ярко выраженного миссионерства отличают кумранскую общину от ранних христиан. В целом однозначно решить вопрос о соотношении кумранитов и раннехристианских общин невозможно. См. также Ессеи, Эссены.

 
PR-CY.ru