КАШРУТ

КАШРУТ (от евр. кашер – пригодный) – свойство предметов или людей, что делает их дозволенными с точки зрения Галахи. Применяется в самых различных областях: правомочность свидетелей, право конкретного человека выполнять те или иные обряды или функции, ритуальной пригодности предметов, культа, ткани, посуды и т.д. В более узком смысле слова – свод предписаний и правил о пригодной и непригодной пище для употребления верующим иудеем, согласно заповедям Торы. В основе предписаний Галахи о кашруте продуктов животного происхождения лежат библейские представления о «чистых» и «нечистых» животных. В соответствии с Галахой, эти правила были точно и очень подробно разработаны и кодифицированы. Существует список «нечистых» животных (42 вида) и список запрещенных птиц. Прежде всего, категорически запрещено употреблять свинину и рыбу без чешуи (например, осетровые и их икра, угри), хищных птиц, пресмыкающихся и насекомых (кроме саранчи). Из млекопитающих можно есть только мясо жующих жвачку животных, у которых раздвоены копыта, поэтому нельзя есть конину и верблюжатину. Категорически запрещено употреблять в пищу кровь, а кровь забитых животных надо тщательно сливать. Если кровь не очень тщательно слита, то мясо считается непригодным в пищу. Поскольку нельзя употреблять мясо умерших в муках животных, то нельзя есть животных, убитых на охоте. Забой животных может производиться только специалистом-шойхетом (резником), особым способом, обязательно безболезненно и только по определенным правилам. Животные, убитые не по правилам шхиты или имевшие к моменту убоя повреждения, которые в любом случае привели бы к их смерти, считаются падалью, и ритуально нечисты. Категорически нельзя смешивать мясную и молочную пищу, перерыв между которыми должен составлять не менее 6 часов. Причем посуда для мясной и молочной пищи должна быть обязательно раздельной. В Пятикнижии был трижды повторен запрет: «Не вари козленка в молоке матери его», ставший в интерпретации законоучителей Талмуда основанием для запрета варить мясо с молоком, употреблять эту смесь в пищу, равно как и использовать ее в других целях. Любое соприкосновение мясных и молочных продуктов делает их запретными. Поэтому большинство еврейских семей, даже малорелигиозных, используют разную посуду и утварь для них. Еврейские мыслители и законоучители давали различные объяснения строгим правилам кашрута в этическом, педагогическом, гигиеническом ключе. Современные исследователи усматривают их сходство с табу народов древности, однако нигде больше запреты не складывались в такую сложную и разнообразную систему. В современном иудаизме только реформизм не придает соблюдению правил кашрута большого значения, считая это личным делом каждого. В столовых государственных учреждений Государства Израиль пищу готовят в соответствии с правилами кашрута. См. также Кошерный.

 
PR-CY.ru