Словарь по иудаизму К КАГАЛ

КАГАЛ

КАГАЛ, Кахал (евр. община) – организация еврейского самоуправления в широком смысле. Хотя различные формы ее можно проследить в очень ранние времена, но наиболее завершенный вид она приобрела в Польском королевстве в XVI–XVIII вв. Однако продолжала существовать и после разделов Польши на землях, вошедших в состав Российской империи, вплоть до 1844 г. Возникновение института кагала было вызвано структурой феодального общества, когда еврейская община в каждом населенном пункте должна была нести полную ответственность перед властителем и отвечать за каждого своего члена. Поскольку в Польше евреи находились под исключительной юрисдикцией короля, то все обязанности и права кагала основывались на королевских жалованных грамотах – «привилегиях». Примерно ко второй половине XVI в. кагалы страны, выполняя функции посредничества между правительством и еврейским населением, обладали полной автономией в административно-финансовой, судебной и религиозно-воспитательной областях. Важнейшей обязанностью кагала в административно-финансовой сфере было обеспечение взимания государственной подати с еврейского населения по принципу круговой поруки, т.е. все иудеи должны были быть приписаны к определенному кагалу по месту жительства, а жители мелких населенных пунктов образовывали прикагалки, приписанные к ближайшему кагалу. Автономия в судебной власти заключалась в предоставлении раввинам права налагать наказания на членов общины за различные нарушения закона – от исключения из общины до телесных наказаний и даже в некоторых местах до смертной казни. Религиозно-воспитательные задачи заключались в содержании синагог и молелен, религиозных учебных заведений, погребальных братств и кладбищ, обеспечении общины кошерной пищей (см. Кашрут), заботе о бедняках (см. Цдака), содержании больниц и богаделен и т.д. Важнейшими задачами кагала были защита общины в судах от злобных наветов, выкуп пленных, задабривание вельмож и государственных чиновников. Число членов правления зависело от численности общины и достигало 30–40 человек. Руководство кагала, решавшее все общинные дела, состояло обычно из 5–6 нотаблей («роши») и трех почетных членов («тувы»). Роши по очереди в течение месяца состояли в должности главы кагала и казначея («парнаса»). В его заседаниях принимали участие выборные люди, которые, правда, не имели голоса при решении обсуждаемых проблем, но из них выбирали заместителей рошей и тувов. Выборными были также лица, отвечавшие за благотворительность общины, ревизоры, попечители религиозных учебных заведений и судьи («даяны»). Для выполнения решений кагала имелся штат судебных исполнителей, который следил за всеми сторонами жизни общины – от выборов раввина до соблюдения чистоты улиц еврейского квартала. Несмотря на формально-демократические процедуры формирования руководства кагала, он постепенно превращался в олигархию немногих самых богатых семей. С ухудшением общего экономического и политического положения всего польского королевства в XVIII в. усилились внутренние конфликты в кагале, связанные с несправедливым налогообложением, когда все тяготы возлагались богатой верхушкой на рядовых членов общины. Это привело к распространению движения за замену сбора налогов посредством круговой поруки индивидуальным налогообложением. Авторитет кагала подрывал и острый конфликт между хасидами и их противниками. На землях Белоруссии, Украины и Литвы, перешедших под власть Российской империи, кагалы продолжали выполнять функции по сбору государственных податей. Вместе с тем разрешение новых властей записывать евреев в общегородские сословные книги сильно ослабило контроль кагалов над передвижением членов общины и их предпринимательской деятельностью. Положением о евреях 1804 г. было предписано в каждом населенном пункте иметь только один кагал, причем каждое направление иудаизма могло иметь отдельную синагогу и своего раввина. Тем самым было административно запрещено преследование хасидов. Кроме того, руководству кагала было запрещено без ведома властей вводить новые налоги и предписано вести книги учета поступления различных сумм, а также их расходования. После распространения в 1827 г. на еврейские общины рекрутской повинности на кагалы была возложена поставка рекрутов. Для этого руководству кагала были переданы некоторые полицейские функции. Распространенным явлением были факты коррупции руководства кагалов, особенно при раскладке податей, поэтому формальная ликвидация кагалов в 1835 г. приветствовалась рядовыми членами общины. Вместе с тем за еврейскими обществами была сохранена обязанность сбора податей и поставки рекрутов, что в 1891 г. признал несправедливым Государственный сенат. Остатки системы кагалов сохранялись вплоть до Февральской революции 1917 г.

 
PR-CY.ru