Словарь по иудаизму К КАББАЛА - Страница 2

КАББАЛА - Страница 2

Каббалисты мыслили себя, таким образом, соучастниками завершения божественного творения. В «Сефер Иецира» описывались 32 сокровенных пути творения, посредством которых Бог сотворил мир (инструментами творения выступали 22 буквы еврейского алфавита и 10 сефирот – «чисел»). С появлением «Зогара» («Книги сияний») учение каббалы достигло наивысшего расцвета. Эта «библия каббалистов» составлена в форме комментариев к Пятикнижию и в специфической форме развивает талмудические идеи об атрибутах Бога, способах их проявления в мире, о человеческой душе, сущности добра и зла, о письменной и устной Торе, Мессии, идее искупления и т.д. Характерным для каббалы является учение о Боге как бесконечности и его проявлении в десяти «потоках света» – Сефирот, которые являются своего рода «каналами», через которые божественные деяния передаются миру. Графически они изображаются в виде дерева или лучей. Их названия следующие: Венец, Мудрость, Разум, Величие, Сила, Красота, Торжество, Блеск, Основание, Царство. Они составляют «мир излучения», идущий непосредственно от Бога, ниже которого стоят еще три мира. Каждому нижестоящему миру имеется соответствие и параллель в мире более высоком. Изощренные доктрины «Зогара», богатая образная разработка еврейской религиозной жизни в связи с тайнами бытия, а также учение о судьбах душ человеческих при жизни и после смерти послужили причиной ее огромной популярности среди еврейского населения, особенно после массового изгнания из Испании в 1492 г. евреев, не пожелавших изменить своей вере. Изгнанники распространили свои идеи среди еврейских общин тех стран, куда им удалось попасть. Особое значение приобрели труды каббалистов, поселившихся в Цфате, на севере Палестины, находившейся тогда под властью Турецкой империи. Наиболее знаменитым из них был Исаак Лурия (1514–1572 гг.), развивший учение «Зогара» о переселении душ. Сам он полагал себя Мессией и попытался объединить практические элементы каббалы так, чтобы она отвечала самому духу мистического действия. Лурия развил учение о перевоплощении душ, подчеркивая, что тело человека так же чисто, как и душа, поскольку оно является священным сосудом, содержащим Божью искру – душу. По его учению, человек должен стремиться восстановить нарушенную первоначальную Божественную гармонию в мире, поскольку сегодня добро и зло перемешаны. Учение Лурии повлияло на оживление мессианских ожиданий и появление лжемессий – Саббатая Цви в Турции и Якова Франка в Польше. В дальнейшем большее распространение получила «практическая» каббала. Ее приверженцы сосредоточили внимание не столько на философских вопросах, сколько на соблюдении праведности жизни (хасидут), альтруизме, молитвах, экстатической медитации, мистицизме цифрового значении букв еврейского алфавита, почитании различных талисманов и т.д. Движение хасидизм, возникшее в XVIII в., во многом базируется на идеях каббалы. Некоторые каббалисты дошли до отрицания традиционного иудаизма и даже пытались заменить его иудаизмом мистическим. Еще в XV в. учением каббалы заинтересовались христианские ученые. Затем стали выходить переводы каббалистической литературы на латинский язык. Интерес к этому учению в последующие времена продолжал сохраняться, особенно у протестантских философов (Ф. Меланхтон, Я. Бёме) и среди приверженцев оккультизма. К XIX и XX вв. о каббале были опубликованы многочисленные исследования. Это учение привлекло внимание и русского философа В.С. Соловьева. См. также Зогар.



 
PR-CY.ru