Словарь по иудаизму К КАББАЛА

КАББАЛА

КАББАЛА (досл. «традиция», «предание», «получение») – эзотерическое еврейское учение (т.е. понятное только узкому кругу посвященных, недоступное, скрытое для других; противоположное значение – экзотерическое, т.е. общедоступное, предназначенное для всех). С его помощью мистики надеются раскрыть все тайны Вселенной. Этим термином обозначается течение мистического иудаизма, уходящее корнями в библейские предания и апокалиптическую литературу (т.е. Откровения) первых веков нашей эры. Первоначально каббала была предназначена для узкого круга посвященных, но затем стала чрезвычайно популярной среди европейских иудеев. В основе учения лежат представления о Библии как мире символов, разгадав который можно познать Бога и скрытый, истинный смысл Торы и других священных книг. Источником каббалистического учения служит мистическая литература эпохи после разрушения Второго храма, сложившегося в Святой земле (Эрец-Исраэль) и Вавилонии на основании первой главы книги «Бытие» и первой главы книги пророка библейского Иезекииля. Важнейшими источниками являются два сочинения: небольшая по объему «Сефер Иецира» («Книга творения»), проникнутая неоплатоническими идеями, и наиболее важная и известная книга «Зогар» («Сияние»), которая почитается каббалистами наравне с Торой и Талмудом. Считается, что книга «Зогар» была найдена в одной из пещер возле Мерона, где пролежала почти тысячу лет. Ее случайно обнаружил какой-то араб и продал бродячим торговцам. Несколько листов книги попали в руки мудреца, который бросился разыскивать остальные части рукописи. Она будто бы позже была переправлена в Европу, где с нее стали делать списки. Первым изготовителем этих списков был Моше бен Шем Тов де Леон (ум. в 1305 г), о жизни которого фактически ничего не известно. Исследователи, однако, считают, что это сочинение не может быть отнесено к древним временам и является творением средневекового автора. Поэтому бытует мнение, что именно Моше бен Шем Тов де Леон и был истинным автором «Зогара». Предание повествует также, что древняя рукопись принадлежала одному из законоучителей – Симону бен Иохаи, который жил во II в., поскольку по своей форме и языку труд действительно близок к талмудическому и представляет ряд собственных изречений Симона бен Иохаи, который предстает на страницах книги в сверхъестественном образе святого мужа, получающего откровения от ангелов и вещающего в кругу избранных о величайших тайнах мироздания и человеческой души. Мистицизм иудейской кабалистики основан на том, что каждой букве иудейского алфавита соответствует порядковый номер. Поэтому он строится на расшифровке числовых и буквенных смыслов текста. Самое популярное из них – число зверя (666), обозначающего сатану, выступающего олицетворением зла, предвестником конца света. Приверженцы этого направления испытали сильное влияние мусульманской и византийской мистики, стремясь достичь религиозного экстаза и «восхождения» путем углубленного изучения имени Бога, букв и буквосочетаний. Мистицизм иудейской кабалистики предстает в двух различных течениях: а) умозрительная каббала, которая представляла собой философию, изучавшую отношения между духовным и земным мирами, и б) практическая каббала, которая искала способы заставить духовную энергию действовать в физическом мире. Конечной ее целью было восстановление гармонии мира, оскверненного злом. Его поражение будет означать наступление мессианского Царства Божия

 



 
PR-CY.ru