КУМРАН - Страница 10

Модифицированный вариант ессейской гипотезы в начале 1990 гг. предложил Хармут Штегеман, создавший свой метод реконструкции рукописей по фрагментам. Он пришёл к заключению, что только небольшая часть рукописей восходит к ессейской секте, Кумран был лишь локальным ессейским поселением, а сами ессеи считали себя представителями истинного Израиля. Основной функцией кумранских поселений были, по его мнению, обработка пергамена и производство свитков, и только затем – обучение членов общины. Выбор места был определён наличием в Мёртвом море необходимых для обработки кожи минералов (последний аргумент вызвал у специалистов особую критику – такой способ обработки так и не был доказан, а вместе с этим теряет силу и обоснование выбора места на берегу моря). Кроме того, водные резервуары, которые, как считал Х. Штегеман, были построены с самого начала существования поселения и использовались для вымачивания кож, относятся только к поздней стадии его существования. За последние годы неоднократно выдвигались принципиально иные подходы к археологической интерпретации Кумрана (как поселения, так и фонда рукописей). Ещё в 1950 гг. Карл Генрих Ренгшторф предположил, что свитки – одна из многих частей рукописей храма, рассеявшихся по стране после разгрома Иерусалима римлянами. С 1980 гг. эту версию основательно развил Норман Голб, исследователь Каирской генизы. Он трактовал Хирбет-Кумран как укреплённое поселение, после разрушения которого в пещерах укрыли часть священных и толковательных текстов, принадлежавших раньше храму и иерусалимским синагогам (состав свитков он не считает сектантским). Экономические причины возникновения кумранского поселения подчёркивали Алан Краун и Лена Кансдейл. Кумран они рассматривали как укреплённый таможенный пункт на торговом пути по западному берегу Мёртвого моря с развитым мелким производством посуды и косметики. Рукописи же попали сюда из других мест. Особенности кумранского кладбища объясняются в рамках этой гипотезы наличием здесь больницы. Паулина Донсель-Вут также отказалась от толкования Кумрана как места религиозной общины и предложила считать его виллой. В эллинистический период знатные семьи могли проводить лето в Иерусалиме, а зиму – на Мёртвом море. Кумран рассматривался как уменьшенная копия хасмонейских дворцов соседнего Иерихона, где также много общественных пространств и водных инсталляций. Обнаруженные элементы архитектурного убранства (так же как находки дорогого стекла, ювелирных украшений и многочисленных монет) свидетельствуют в пользу этой версии. Размеры помещений, проработанная планировка, избыточно мощная система хранения воды – всё говорит о стремлении к комфорту, а не об аскетизме, несмотря на отсутствие привычного архитектурного декора (росписей, резьбы по штукатурке, мозаик для полов, домашних бань), украшенной керамики и других статусных элементов.

 



 
PR-CY.ru