КУМРАН - Страница 5

По мнению исследователей, некоторые члены общины жили в располагавшихся близ поселения пещерах или даже в небольшом палаточном лагере, следы которого усматриваются севернее общинного центра. Эту диспропорцию усиливает хорошо сохранившееся и чрезвычайно обширное кладбище, расположенное к востоку от руин. Его размеры не отвечают ни жилому пространству в поселении, ни краткосрочности его существования: только в главной (западной) части насчитывается 1100–1200 могил; кроме того, исследователи выделяют три участка-продолжения на отрогах плато (южный, средний, северный) и несколько отдалённое от них северное кладбище (всего около сотни погребений; исследователи полагают, что это независимые кладбища). На главном участке могилы расположены довольно правильными рядами; на других размещение и ориентировка не столь регулярны. Обряд главного кладбища устойчив: могилы ориентированы по оси «север-юг», большинство отмечено холмиками камней; два больших камня часто обозначают изголовье и изножье. На главном кладбище останки клали головой к югу в подбой (выкопанную нишу) с востока могильной шахты (глубина шахт от 0,8 до 2,5 м), который закладывали сырцом или плоскими камнями (если подбоя не было – обкладывали тело). В южном и юго-восточном секторах могилы размещены беспорядочно, доминирует ориентировка головой к востоку (иногда их считают погребениями бедуинов). В основном, захоронения индивидуальны, но исследователи открыли четыре двойных (одновременных) захоронения и три повторных, вероятно, более поздних. Тела обертывали в льняную ткань; в трёх могилах есть остатки деревянных гробов. Обряд в целом не отличается от модели, которая встречается по всему региону вплоть до Иерусалима, но ориентация захоронений в Кумране выдержана точнее – как полагают исследователи, благодаря наличию свободного пространства. Некрополь (исследователи полагают, что не все останки анализировали методами современной антропологии) имел половозрастное деление: на большом кладбище могилы (26 вскрытых из общего числа 46) исключительно мужские, в то время как на маленьких кладбищах есть захоронения детские и женские. Инвентаря в мужских погребениях нет. Крайне редкие находки есть в женских и детских погребениях на южном участке – это текстиль, пряслица, косметические ложечки, ювелирные украшения. Хронологически кладбище почти не делится, но в целом оно синхронно поселению (I в. до н.э. – I в. н.э.). Обряд погребения определяют как иудейский эпохи Второго храма, во всяком случае, для 33–35 скелетов в 31 могиле, включая, как полагают исследователи, не менее пяти женских. На основе традиционного соотношения численности погребений и времени существования кладбища учёные предполагают, что численность общины составляла 150–400 человек (Патрих снижает цифры до 50–70 человек). Основной массовый материал поселения образуют керамика и монеты, причём то и другое (в том числе целые сосуды и единственный клад) исследователи датируют преимущественно не раньше I в. до н.э. Обилие целых керамических сосудов (их тысячи), так же как их разнообразие форм, явно превосходит потребности хозяйства и указывает, как иногда считают исследователи, на соблюдение требования обновлять посуду в целях соблюдения предписаний о чистоте, но может быть также свидетельством производства и/или складирования посуды в комплексе.

 



 
PR-CY.ru