КУМРАН

КУМРАН, Хирбет-Кумран (араб. – две луны; есть и иные варианты толкования) – обрывистый мергелевый холм с плоской вершиной (плато), возвышающийся над Мёртвым морем; ограничен с юга Вади-Кумраном, а с севера и запада – глубокими ущельями. Расположен на краю Иудейской пустыни, в районе впадения реки Иордан в Мёртвое море, на северо-западе его оконечности (полтора – два км от берега). Исследователи полагают, что изначальное название места было Секаха (ср.: Нав. 15:61–62; засвидетельствовано также в кумранском «Медном свитке»). Здесь находится группа памятников археологии: руины укреплённого поселения, кладбище, маленький посёлок у источника Айн-Фешха, система водосбора и водовод, пещеры на обрывах и некоторые другие объекты. Древности Кумрана привлекли исключительное внимание археологов после обнаружения (1947 г.) в пещерах пергаменных и папирусных свитков I в. до н.э. – I в. н.э. (см. в ст. Кумранская община и Мёртвого моря свитки). К настоящему времени поселения, пещеры и вся местность обследованы и объединены в Национальный историко-археологический парк «Кумран». Исследователи отмечают, что для библеистики, изучения истории иудаизма и раннего христианства необходимы не только правильная датировка, атрибуция и интерпретация текстов Мёртвого моря, но и трактовка самих памятников кумранского поселения. В этих исследованиях важное место принадлежит археологии: с её помощью во многом реконструируется историко-культурная ситуация в регионе Кумрана. Даже мельчайшие элементы комплекса, которые в ином случае не привлекли бы внимания, осознаются крайне ценными – их активно интерпретируют, вокруг них не утихают споры (особенно интенсивные с 1980 гг.). Кумран стал важнейшим комплексом для исследования эпохи Хасмонеев и раннего римского периода в Палестине. Проблемы типологии находок, хронологии и эпистемологии, возникшие в ходе раскопок, породили длительную дискуссию о характере памятников, прилегающих к пещерам Мёртвого моря и Иудейской пустыни. Сомнению и анализу подвергали подлинность и точность датировки найденных свитков, их соотнесённость с вероучениями и традициями Палестины I в. до н.э. – I в. н.э., связь свитков с ближайшими поселениями и сам тип поселений. Район Кумрана учёные посещали с XIX в. (Луи Фелисьен Жозеф Каньяр де Сольси, 1851 г.; А. Айзакс, Дж. Финн и фотограф Дж. Грехем, 1856 г.) и даже вели раскопки (Г. Пул, 1855 г.; Шарль Симон Клермон-Ганно, 1873 г.). Он отметили кладбище и башню, которую единогласно интерпретировали как часть форта, хотя Э.У.Г. Мастерман (1900–1901 гг.) указал на несоответствие маленького укрепления обширному кладбищу более чем с тысячей могил. Интерпретацию Кумрана как укреплённого поселения на юго-восточной границе Иудеи приняли Густав Герман Дальман (1914 г.) и позже Михаэль Ави-Йона (1904–1974 гг.). Рукописи в пещерах (как в керамических сосудах, так и без них) обнаружили в 1940 гг. бедуины; в их рассказах встречаются даты вплоть до 1945 г., но первая значительная группа свитков, поступившая на рынок, была, по сообщениям бедуинов, найдена 15-летним пастухом из племени таамире в Вади-Кумране в феврале 1947 г. Публикация текстов стала научной сенсацией, но обстоятельства появления рукописей вызвали сомнения в их подлинности. Основания для сомнений дали в том числе археологические исследования.

 



 
PR-CY.ru