КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА

КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА – условное обозначение группы людей, проживавшей в поселении на территории современного Хирбет-Кумрана (см. Кумран) предположительно с начала II в. до н.э. и до Иудейской войны 66–73 гг. н.э. Согласно доминирующему в современной науке мнению, данная община носила религиозный характер и имела непосредственное отношение к созданию рукописей Мёртвого моря, найденных в 11 пещерах в районе Хирбет-Кумрана. Для реконструкции истории и идеологии Кумранской общины основными источниками являются рукописи, а также материалы археологических исследований поселения и ближайших к нему пещер. Дискуссия о связи рукописей с поселением далека от завершения (ряд известных археологов отвергают её – см. в ст. Кумран), однако, судя по всему, большинство исследователей, в том числе некоторые археологи, считают вывод о такой связи обоснованным ввиду целого ряда обстоятельств. Пещеры 5, 7–10 жилые и, таким образом, функционально соотнесены с поселением. При этом практически во всех этих пещерах, кроме девятой, найдены фрагменты рукописей (из десятой исследователям известен единственный остракон). Во всех пещерах и в поселении представлен один и тот же тип керамики (особенно репрезентативными в этом отношении исследователи считают пещеры 1–4, 6, 11). В качестве определённого звена в цепи, связывающей поселение с пещерами, исследователи рассматривают обнаружение сходных инструментов в поселении и в одиннадцатой пещере (по одному экземпляру так называемой ессейской кирки, даже если их нельзя напрямую связать с упоминаемым Иосифом инструментом). О том, что в кумранском поселении могли создаваться какие-то тексты, должна свидетельствовать, по мнению исследователей, также найденная чернильница (обнаружена также в Айн-Фешхе). Несмотря на своё жанровое многообразие, тексты из Кумрана принадлежат к «собранию, созданному с ясной целью и имеющему вполне определённые богословие и литературный профиль». Известные исследователям тематические особенности ряда рукописей (засвидетельствованная в них враждебность по отношению к Иерусалимскому храму, а также наличие солнечного календаря) дают исследователям основания для утверждения, что кумранская библиотека хотя бы в своей основе изначально связана именно с общиной, а не с Иерусалимом. Кроме того, предположение, что кумранские рукописи представляют собой собрание из разных библиотек, ставится исследователями под сомнение по той причине, что в четвёртой пещере были обнаружены тексты почти всех имеющихся в кумранской библиотеке жанров и групп. Важными находками для обсуждения вопроса о соотнесённости пещер с поселением остаются, по мнению исследователей, остракон №1 (может свидетельствовать об известной из «Устава общины» практике передачи собственности в пользу общины) и документ, содержащий осуждение члена общины его надсмотрщиком, что могло иметь значение только для определённой общины, перенос документа извне едва ли можно представить.

 



 
PR-CY.ru