КИТТЕЛЬ Рудольф - Страница 3

По словам Й. Хемпеля, эта задача была неосуществимой, особенно с учётом требовавшихся для неё больших финансовых ресурсов. Кроме того, некоторые источники, в частности, таргумы и самаритянское Пятикнижие, необходимо было предварительно исследовать. Рудольфу Киттелю пришлось отказаться от планов реконструкции первоначального текста Библии; задуманный им проект нового издания был осуществлён на основе масоретского текста из второй раввинской Библии Даниэля ван Бомберга с критическим аппаратом, включавшим важнейшие разночтения и конъектуры. Ряд работ Рудольфа Киттеля 1900 гг. посвящён археологии и истории религии древнего Израиля и Древнего Востока. Некоторые из них были объединены в сборник «Очерки по еврейской археологии и истории религии» (1908 г.). Рудольф Киттель принял участие в споре, вызванном докладами Фридриха Делича «Вавилон и Библия» (см. ст. Фридрих Делич), и выступил со статьёй, в которой стремился доказать, что ошибка Ф. Делича и его сторонников заключается в слишком узком и устаревшем понимании Откровения: они не учитывают, что в современном протестантском богословии Откровение уже больше не понимается как вербальное; оно не равнозначно Священному Писанию, а проявляется в истории и в «духовных деятелях» народа. Исследователи отмечают, что для Рудольфа Киттеля характерно внимание к общим и злободневным вопросам богословия («Ветхий Завет и наша война», 1916 г.; «Христианство Лютера в его своеобразии», 1917 г.). Рудольфа Киттеля волновали не только внутренние проблемы библеистики и гебраистики, но и общественная значимость науки, которой он занимался, популяризация её достижений. Когда Министерство образования Королевства Саксония предложило Рудольфу Киттелю прочесть лекции для школьников, он согласился с большим энтузиазмом. Эти лекции были изданы на немецком и английском языках («Важнейшие достижения науки о Ветхом Завете», 1910 г.) и посвящены трём главным темам: археологии и её значению для библеистики, результатам критики источников и результатам изучения библейской истории, в частности, истории религии. Другая работа Рудольфа Киттеля, связанная с осмыслением роли библеистики в культуре, – «Будущее науки о Ветхом Завете» (1921 г.). Рудольф Киттель работал над фундаментальным исследованием истории древнего Израиля. Второе, переработанное издание «Истории евреев» получило новое название – «История израильского народа» (1909–1912 гг.). В первый том был включён обширный раздел, посвящённый истории Ханаана во II тыс. до н.э., написанный на основе новых данных археологии и филологии, в частности, были использованы аккадские письма, найденные в Телль-эль-Амарне (см. ст. Амарнские письма). При подготовке седьмого издания «Истории...» Рудольф Киттель расширил объём этого труда, который теперь был задуман как трёхтомник. Поскольку на данном этапе работы Рудольфа Киттеля больше интересовали проблемы поздней истории древнего Израиля, третий том, посвящённый, главным образом, персидскому периоду, пришлось разделить на два полутома (1921, 1925, 1927, 1929 гг.).



 
PR-CY.ru