КУЩЕЙ ПРАЗДНИК

КУЩЕЙ ПРАЗДНИК (древнеевр. букв. – «праздник шалашей») – осенний праздник урожая в древнем Израиле, завершающий земледельческий год; совершался после сбора винограда, маслин и позднего инжира в период, близкий к дню осеннего равноденствия. Сведения о празднике Кущей можно получить, главным образом, из текстов о праздниках, содержащихся в Священном Писании, из так называемых праздничных календарей. В Пятикнижии Моисеевом их пять. В календарях содержится список главных праздников, даются иногда краткие, а иногда достаточно подробные указания по поводу проведения этих праздников. Термин «праздник Кущей» встречается в полной форме только в двух праздничных календарях: Лев. 23:34; Втор. 16:13, 16, а также в нескольких нарративных и поэтических текстах: Втор. 31:10; Езд. 3:4; 2 Пар. 8:13; Зах. 14:16, 18–19. Вместо термина «праздник Кущей» иногда употребляется выражение «праздник Господень» (Числ. 29:12; Лев. 23:39, 41), а чаще – просто «праздник», как в Иез. 45:25 и в ряде повествовательных текстов: 3 Цар. 8:2, 65; 12:32; 2 Пар. 5:3; 7:8–9; Неем. 8:14, 18 (ср.: Ин. 7:37: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил...»). В календарях книги «Исход» употребляется термин «праздник сбора плодов» (Исх. 23:16 (в синодальном переводе – «праздник жатвы»); 34:22 (в синодальном переводе – «праздник собирания [плодов]»)). Слово «праздник» этимологически связано с араб. Слвом, означающим «паломничество», «шествие», «праздничное собрание» (отсюда термин «хадж», обозначающий паломничество в Мекку). В праздничных календарях требование (а календари сформулированы как аподиктические законы) справлять праздники, называемые «хадж», подразумевает паломничество в святилище (региональное или центральное). Иногда об этом говорится прямо, например, во Втор. 16:16: «Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберёт Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник Кущей». Таким образом, «хадж» –  это праздник-паломничество, что относится и к празднику Кущей. Праздничные календари Пятикнижия исследователи делят на два типа: нежреческие (Исх. 23:14–19; 34:18–26; Втор. 16:1–17) и жреческие (Лев. 23; Числ. 28–29). Особое место занимает ещё один календарь – в «Книге пророка Иезекииля» (Иез. 45:18–25), который в значительной степени ориентируется на вавилонскую традицию. Первый тип календарей включает только три праздника-паломничества, среди которых последний – праздник сбора плодов, т.е. фактически праздник Кущей.

 



 
PR-CY.ru