КИР II ВЕЛИКИЙ - Страница 9

Вместе с тем версии имеют принципиальное различие: в первом случае материальную помощь на строительство храма должны предоставить «оставшиеся» в Вавилонии («во всех местах» – Ездр. 1:4) иудеи, во втором случае строительство оплачивается из государственных средств. Согласно первой книге Ездры, арамейская версия указа Кира II Великого была обнаружена в Экбатане (1 Ездр. 6:2), летней столице персидских царей, хотя её ожидали найти в царском архиве в Вавилоне (1 Ездр. 6:1), главном городе сатрапии, к которой принадлежала Иудея. Возвращение из Вавилонского плена и восстановление Иерусалимского храма неоднократно связываются в Священном Писании с именем Кира II Великого (2 Пар. 36:22–33; 1 Ездр. 1:7–8; 3:7; 4:3; 5:13; 6:14; Ис. 44628–45:4). Особенно выразительными исследователи считают слова о Кире II Великом в книге пророка Исаии: он назван здесь пастырем (Ис. 44:28) и помазанником (Ис. 45:1) Господа, военные успехи Кира II Великого объясняются непосредственным Божественным вмешательством («Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтобы отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою, и горы уравняю, медные двери сокрушу, и запоры железные сломаю» – Ис. 45:2–3). Кир II Великий – орудие в руках Господа, которым Он избавляет Израиль, и ради Израиля Он почтил его, хотя Кир II Великий не знал имени истинного Бога (Ис. 45:4). Утверждение о том, что Бог Израилев Сам воцарил Кира II Великого, исследователи считают особенно показательным в свете явной параллели с предисловием к «манифесту»-воззванию Кира II Великого, в котором персидский царь также объявлен орудием Божественного Промысла (ср., в частности, строку 12 надписи на цилиндре Кира II Великого, где сказано, что Мардук назвал Кира II Великого по имени, с Ис. 45:3, и строку 13, в которой говорится о том, что Кир II Великий «пас» покорённые им народы в правде и справедливости, с Ис. 44:28). Репутация Кира II Великого царя-освободителя способствовала его популярности у покорённых народов и сама по себе была важной составляющей политической стратегии Кира II Великого. Последующие события персидской истории показали невозможность реализации принципов национальной политики Кира II Великого, не обладая его нравственными качествами: восстания, начавшиеся ещё при Камбисе, после смерти последнего приняли стихийный характер. Дарий I, деятельность которого как полководца была направлена преимущественно на подавление многочисленных мятежей в Персии, Вавилонии и Египте, положил конец многообразию форм управления в пределах империи. Он разделил страну на области (сатрапии), усложнил и унифицировал систему административного управления (канцелярия в каждой из сатрапий копировала столичную канцелярию в Сузах) и передал персам важнейшие государственные должности не только в центральных, но и в провинциальных городах. Тем не менее, новая система управления страной отчасти сохранила принципы национальной политики Кира II Великого: средние и низшие должности в бюрократическом аппарате по-прежнему могли занимать представители многочисленных народов Персидской империи; арамейские документы V в. до н.э., преимущественно египесткого происхождения, свидетельствуют о многонациональном составе ахеменидской канцелярии и армии.



 
PR-CY.ru