КИР II ВЕЛИКИЙ - Страница 8

Воззвание Кира II Великого адресовано исключительно вавилонянам и содержит лишь констатацию того факта, что некие люди были возвращены на свои места обитания. Основное внимание в «манифесте» Кира II Великого уделяется восстановлению религиозного порядка, возвращению богов на их прежние места, и именно в этом контексте речь заходит о переселении людей: «Всех их людей я собрал и вернул в их места обитания» (строка 32). Исследователям неясно, что следует понимать под «их (т.е. богов) людьми»; по мнению исследователей, речь идёт об исполнителях храмовых работ, переселённых в Вавилон, возможно, из тех же городов, откуда были вывезены идолы (в тексте есть указание, что эти работы были возложены и на самих вавилонян). Содержание «манифеста» Кира II Великого и предисловия к нему исследователи считают тривиальным на фоне других текстов того же жанра (в том числе текстов самого Кира II Великого – его надписей из Урука и Ура). Тем не менее, дальнейшие события свидетельствуют о том, что Кир II Великий не ограничился дарованием мира жителям Вавилона. Евреи, переселённые в Месопотамию Навуходоносором II, получили возможность вернуться в Палестину и воспользовались ей. В первой книге Ездры приведён текст указа Кира II Великого о восстановлении Иерусалимского храма в двух версиях – древнееврейской и арамейской (среди исследователей нет единого мнения относительно подлинности этих текстов, а следовательно, и относительно вопроса о том, издавал ли Кир II Великий особый указ, касавшийся Иерусалимского храма, и какая из версий точнее передаёт этот указ). Древнееврейская версия: «Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный; и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идёт в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, того Бога, Который в Иерусалиме. А все оставшиеся, во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром, и золотом, и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме» (1 Ездр. 1:2–4; первая часть этого документа приведена в 2 Пар. 36633). Арамейская версия: «В первый год царя Кира царь Кир дал повеление о доме Божием в Иерусалиме: пусть строится дом на том месте, где приносят жертвы и пусть будут положены прочные основания для него; вышина его в шестьдесят локтей, ширина его в шестьдесят локтей; рядов из камней больших три и ряд из дерева один; издержки же пусть выдаются из царского дома. Да и сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которые Навуходоносор вынес из храма Иерусалимского и отнёс в Вавилон, пусть возвратятся и пойдут в храм Иерусалимский, каждый на место своё, и помещены будут в доме Божием» (1 Ездр. 6:3–5). Обе версии имеют одинаковую датировку (первый год правления Кира II Великого), содержат разрешение на строительство храма и указ о возвращении храмовых сосудов, перенесённых Навуходоносором из Иерусалима в Вавилон.

 



 
PR-CY.ru