КАРАИМЫ

КАРАИМЫ (евр. – «читающие», «люди Писания») – возникшая в начале VIII в. н.э. в Багдаде еврейская секта, доктрина которой отрицает раввинистическо-талмудическую традицию и является основой для раввинистического иудаизма. Название «караимы» впервые употреблено в IX в. Биньямином бен Моше Нехавенди, первым систематизатором караимского учения. Изучение ранней истории караимов крайне затруднено почти полным отсутствием внешних свидетельств. По мнению исследователей, косвенным указанием на существование караимов в Византийской империи является формула отречения от иудаизма, которую евреи должны были произносить перед крещением, сохранившаяся в рукописи 1027 г. (в этой формуле содержится анафематствование «иудейских ересей»). Тем не менее, автор этой формулы был весьма далёк от реальных проблем, стоявших перед иудейской общиной, и перечислил ереси, связанные с эпохой Второго храма и известные из Нового Завета, а также из сочинений Иосифа Флавия и Епифания Кипрского, но потерявшие актуальность. Цви Анкори констатирует, что ни одного эксплицитного византийского свидетельства о караимах не существует. Наиболее ранним и полным внутренним свидетельством жизни и вероучения караимов исследователи считают сборник Йехуды Хадасси «Эшкол ха-Кофер» («Кисть кипрея», 1147 г.), излагавший вероучение караимов, обобщавший их обрядовую практику, а также полемизировавший с иудеями и христианами. Последнее обстоятельство обусловило невозможность адекватного использования сборника широкой научной аудиторией, т.к. многие места полемического характера были исправлены Авраамом Самуиловичем Фирковичем при издании книги (Гёзлев, 1836 г.). Так, 77 «знамений» пришествия Мессии были сокращены до 54. Другим важным источником является книга Элияху бен Моше Башьячи «Аддерет Элияху» («Одеяние Илии», конец XV в.), содержащая исчерпывающую кодификацию караимской обрядовой практики. Автор позиционирует себя как последователь Товии бен Моше, с которым связывается распространение идей палестинской караимской школы на византийские караимские общины. Тем не менее, сохранились свидетельства караимских авторов конца XV в. (Шабтай Правадо, Калев Афендополо) о плохом качестве рукописи «Эшкол ха-Кофер», имевшейся в Константинополе (авторы работали с ней в 1482 и 1497 гг. соответственно); то обстоятельство, что эта рукопись была единственная, само по себе заслуживает внимания исследователей. Большая часть караимских памятников XII в., периода расцвета константинопольской общины, осталась недоступной автору «Аддерет Элияху». Кроме того, в сочинении Элияху бен Моше Башьячи прослеживается влияние раввинистической традиции. Раввинистические источники, несмотря на тщательно разработанную систему аргументов против караимов, восходящую к Саадии Гаону (882–942 гг.), практически не касались вопросов истории караимов. Предание, объяснявшее возникновение религиозного движения караимов неудовлетворёнными амбициями его основателя, Анана бен Давида, было общим местом любой критики караимов и фактически оставалось единственной отсылкой к истории секты.

 



 
PR-CY.ru