КАИРСКАЯ ГЕНИЗА

КАИРСКАЯ ГЕНИЗА – крупнейшее из ныне известных средневековых хранилищ иудейских рукописей, располагавшееся в синагоге Бен Эзры в Старом Каире (Фустате). Весь массив его документов в настоящее время рассредоточен по разным библиотекам мира. Арамейский и еврейский корень «прятать, скрывать» происходит (через ахеменидский арамейский) от древнеперсидского «сокровище, сокровищница, хранилище, архив». Образованные от этого корня глагол и имя действия используются в раввинистической литературе для обозначения «сокрытия» пришедших в негодность священных книг, в которых упоминается имя Божье. По древней традиции ветхие свитки не уничтожали, но помещали в пещеры или закапывали, чтобы избежать осквернения Имени (часто их клали в могилу вместе с покойником; иногда закладывали в основание строящейся синагоги или в кладку стены). Изначально гениза в синагоге, представлявшая собой шкаф или комнату, использовалась как место временного хранения перед последующим захоронением на кладбище (такое захоронение совершалось периодически: например, в Иерусалиме – раз в семь лет). В генизу могли помещаться не только тексты Священного Писания и литургические книги, но и разного рода трактаты, в том числе сектантские, культовая утварь, содержащая надписи, а позже и частная корреспонденция, финансовые документы и проч., включая тексты, написанные не на еврейском языке. Каирская гениза была не единственной в Старом Каире. В период правления в Египте династии Фатимидов (969–1171 гг.) там существовало три иудейские общины – караимская и две общины раббанитов (последователей раввинистического иудаизма), одна из которых была связана с Вавилонской академией, другая – с палестинскими общинами. Синагога Бен Эзры принадлежала выходцам из Палестины. Некоторые исследователи полагают, что она была построена на месте или перестроена из древней коптской церкви. В 1012 г., во время антиеврейских и антихристианских погромов халифа аль-Хакима, синагога была разрушена, её восстановили лишь через 30 лет. Как показал анализ архива, гениза в ней начала функционировать после 1040 г. Название появилось значительно позже и, как полагают исследователи, указывает на имя того, кто дал деньги на реставрацию здания. Одним из первых описание Каирской генизы составил путешественник Симон ван Гельдерн, побывавший в ней в 1752 г. (его дневник опубликован в 1773 г.). Летом 1864 г. в синагоге Бен Эзры был посланник иерусалимской иудейской общины Яаков Сафир (Сапир), собиравший средства на реконструкцию одной из иерусалимских синагог. Ему удалось увидеть лишь небольшую часть документов, в основное хранилище его не пустили. В сентябре-октябре того же года детальное описание Каирской генизы составил караимский учёный из Российской империи Авраам Фиркович, собиравший на Востоке редкие рукописи. Однако его интересовали, прежде всего. рукописи, хранившиеся в караимской синагоге Дар-Симха (Синагога рав Симхи). Эта синагога, построенная в квартале Харат-эль-Яхуд-эль-Караин, была известна с XVI в. (действовала до 1931 г.). Ещё в 1840 г. множество рукописей из неё вывез в Европу семитолог Соломон Мунк (в настоящее время хранятся в Национальной библиотеке Франции в Париже).

 



 
PR-CY.ru