Словарь по иудаизму К КАИН - Страница 7

КАИН - Страница 7

Подчёркивая благочестие Авеля, еврейская традиция говорит, что он стал пасти скот, а не возделывать землю именно из-за того, что земля была проклята Богом в Быт. 3:17 (Комментарии Раши). Согласно позднему «Комментарию» XV в. рабби Сфорно, Авель стал скотоводом, потому что это требует большего ума, чем земледелие. Согласно другой традиции, жертва Каина была неугодна Богу потому, что он принёс в жертву не первые плоды земли, а первое попавшееся, плохое (а хорошее оставил себе). Таргум Псевдо-Ионафана на Быт. 4:7 и Мидраш Танхума на Быт. 9 сообщают, что Каин пожертвовал Богу горькое льняное семя. По мнению еврейских комментаторов, Бог показал, что жертва Авеля Ему угодна, испепелив её огнём (подразумевается, что жертва Каина осталась нетронутой, Комментарии Раши). Некоторые раввины полагали, что «знамением», которое было дано Богом Каину для охраны его от убийц, была собака, другие – рога, чтобы отгонять убийц). Раши считал, что Бог вырезал на лбу у Каина одну из букв Своего имени. Слова о том, что убийце Каина «отмстится всемеро» (Быт. 4:15), еврейские комментаторы, как правило, понимают так, что потомство убийцы будет нести кару до седьмого колена (Таргумы Онкелоса, Псевдо-Ионафана, Неофити). Раши относит эти слова к самому Каину: месть за убийство Авеля настигнет его в седьмом поколении. Это соответствует весьма популярной в еврейской традиции легенде об убийстве Каина Ламехом, своим потомком в седьмом поколении: Ламех был слепым, и его водил на охоту сын Тувалкаин. Увидев Каина и приняв его за зверя (из-за рогов, которые Бог дал Каину как «знак»), Тувалкаин велел Ламеху выстрелить в ту сторону. Поняв, что убил своего прародителя, слепой Ламех в горе ударил рукой об руку и убил случайно подвернувшегося Тувалкаина (Комментарий Раши к Быт. 4:23). Очевидно, эта легенда, не связанная непосредственно с рассказом Священного Писания о Каине, родилась из потребности толкователей восстановить справедливость, основание для которой лежит в дальнейшем библейском предании: «...Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6). Филон Александрийский поместил подробную аллегорическую экзегезу истории Каина и Авеля в начале трактата «О рождении Авеля и о том, как приносили жертвы Богу он и брат его Каин». Согласно Филону Александрийскому, оба брата – это проявления двух враждебных друг другу точек зрения: одна «…возводит всё к уму как вождю нашему в мыслях и чувствах; другая же следует за Богом как за своим творцом». Первую из них олицетворяет Каин, чьё имя означает «обладание», другую – Авель, чьё имя толкуется как «всё возводящий к Богу». В другом месте текста он истолковывает имя Авеля как «печальный» и замечает, что Каин был порочным ещё в мыслях до убийства Авеля, и Каинов «замысел равносилен свершению». Таким образом, он стал прототипом для неверующих и восставших против Бога. Каин символизирует себялюбие, а Авель – боголюбие, которые борются в душе человека; в качестве библейской параллели к истории противостояния этих сил Филон Александрийский приводит пророчество Ревекке об Исаве и Иакове, которые боролись в чреве своей матери (Быт. 25:21–22).

 



 
PR-CY.ru