Словарь по иудаизму К КАИН - Страница 6

КАИН - Страница 6

Исследователи считают вполне вероятным, что между образом Каина как предка-эпонима кенеев и образом Каина из Быт. 4 существует прямая связь. В Суд. 1:16 и 4:11 тесть Моисея (именуемый в Суд. 4:11 Ховав) принадлежит к народу кенеев, однако в книгах Исход и Числа тесть Моисея (именуемый по-разному: Иофор, Ховав) принадлежит к народу мадианитян. Иногда на этом основании исследователи предполагают, что кенеи – один из кланов мадианитян. Книга Исход рассказывает, что именно тогда, когда Моисей пас стада в стране тестя (у Синая), ему явился Бог и открыл Своё имя (Исх. 3). Именно по совету тестя Моисей формирует в израильском народе некую структуру, разделив израильтян на «тысячи», «сотни», «полусотни» и «десятки» и назначив для них начальников и судей (Исх. 18). В библеистике XIX в. было высказано предположение, что за этими рассказами стоит память о зарождении социальной организации, и даже начало почитания Яхве у израильских племён связано с культурным влиянием мадианитян или кенеев («мидьянитянская» или «кенейская» гипотеза). В пользу этой гипотезы приводилась также роль потомков Каина (=кенеев?) как «культурных героев» в Быт. 4. В пользу гипотезы о южном происхождении культа Яхве приводились библейские тексты, ассоциирующие явление Яхве с югом Палестины (Втор. 32, Суд. 5), и египетские тексты XIV–XIII вв. до н.э., в которых якобы упоминается имя Яхве в связи с обитателями Южной Палестины. В целом исследователи признают, что «кенейская» гипотеза не имеет под собой достаточно убедительных оснований. Многочисленные умолчания в истории Каина дают повод авторам мидрашей и таргумов «восполнить» недосказанное, особенно относительно истоков конфликта между братьями. В Таргуме Псевдо-Ионафана на Быт. 4:1 сказано, что Ева зачала Каина от ангела Самаэля, в иудейской традиции предводителя злых духов. Отсюда становятся понятными дальнейшие события. Согласно «Комментариям» Раши, употребление частицы в описании рождения Каина в Быт. 4:1 означает, что с ним вместе родилась сестра-близнец, а употребление двух частиц при описании рождения Авеля в Быт. 4:2 означает, что с ним вместе родились две сестры-близнеца (традиция понимать частицу винительного падежа в смысле предлога «вместе с» восходит в еврейской экзегезе к Нахуму из Гимзо и рабби Акиве и отражена, например, в переводах Акилы). Это истолкование, отвечающее на вопрос, откуда первые люди взяли себе жён, является так называемым общим местом еврейской экзегезы (впервые представлено в Берешит Рабба). Именно вторая сестра-близнец Авеля стала причиной размолвки братьев. Каин говорил: «Я беру её себе, потому что старший», а Авель: «Я беру её себе, потому что она родилась со мной». Согласно другой версии, братья решили поделить мир: Каин взял себе всю землю, а Авель – всё движимое имущество. Как только они заключили договор, Каин обвинил Авеля в том, что тот стоит на его земле, а Авель Каина – в том, что тот носит его одежду. По третьей версии, братья не поделили, на чьей территории (у Каина или у Авеля) они построят храм Божий, из-за этого и произошло братоубийство; к тому же Каин оказался тем, кто не смог побороть свою склонность ко злу.

 



 
PR-CY.ru