КАИН - Страница 5

«Авель, умерщвлённый Каином», упоминается также в четвёртой Маккавейской книге, которая входит в Ветхий Завет греческих изданий Библии. В книге Бытие многие имена в списке потомков Каина и в списке потомков Сифа похожи. Генеалогия потомков Адама через род Каина, согласно Быт. 4:1–22, следующая: Адам – Каин – Енох – Ирад – Мехиаель – Мафусал – Ламех; у Ламеха родились три сына: Иавал, Иувал и Тувалкаин, основатели трёх профессий, после этого рассказ о потомках Каина обрывается. Согласно Быт. 4:23–5:32, генеалогия потомков Адама через род Сифа представлена как: Адам – Сиф – Енос – Каинан – Малелеил – Иаред – Енох – Мафусал – Ламех – Ной; у Ноя родились три сына Сим, Хам и Иафет, родоначальники трёх семей народов; генеалогия потомков Адама сменяется рассказом о потопе. Выделенные полужирным шрифтом имена двух генеалогий отличаются друг от друга небольшими фонетическими вариациями и порядком: Енох – Ирад – Мехиаель, в другом случае: Малелеил – Иаред – Енох. Если в первой генеалогии Каин является сыном Адама (что означает «человек»), то во второй Каинан является сыном Еноса (тоже означает «человек»). Большинство комментаторов конца XIX – начала XXI вв. полагают, что обе генеалогии содержат единое предание о первых людях, которое сохранилось в двух традициях в несколько изменённом виде. Быт. 4:1–22 представляет собой рассказ о «культурных героях»: о первом скотоводе (Авеле), первом земледельце (Каине), о строительстве первого города (Каин, Енох), о прародителях «живущих в шатрах со стадами» (Иавал – Быт. 4:20), «всех играющих на гуслях и свирели» (Иувал – Быт. 4:21), о первом кузнеце «всех орудий из меди и железа» (Тувалкаин – Быт. 4:22). Исследователи полагают, что упоминание среди потомков Каина первого кузнеца и сообщение о том, что другой потомок Каина оказывается первым музыкантом («песнь»), содержит в себе скрытую игру слов. В параллельном повествовании о потомках Сифа сообщается, что во времена Еноса «начали призывать имя Господа» (Быт. 4:26), а также рассказывается о том, как Енох и Ной «ходили пред Богом» (Быт. 5:24; 6:9). Это давало повод к противопоставлению в богословской литературе «материалистически ориентированного» потомства Каина и «духовно ориентированного» потомства Сифа. Однако в Быт. 4 в ряду «первооткрывателей» земных ремёсел мы видим не только Каина и его потомков, но и потомков Сифа. Таким образом, речь, скорее, должна идти о противопоставлении двух рассказов и двух стоящих за ними традиций. Библия многократно упоминает народ кенеев (в синодальном переводе этот этноним передаётся также как «кенеяне» и «кинеяне»). Согласно Суд. 1:16, кенеи обитали вместе с потомками Иуды в районе «города Пальм» (современные комментаторы чаще всего отождествляют его с Иерихоном) и к югу от Арада. Пророчества Валаама (Числ. 24:20–22) упоминают рядом Каина и «Амалика», т.е. кенеев и амалекитян (ср.: 1 Цар. 15:6). Как один из народов, населявших Южную Палестину, кенеи фигурируют в 1 Цар. 27:10 (ср.: 1 Цар. 30:29). Однако в Суд. 4–5 один из кенейских родов упоминается на севере Израиля, близ Кедеса.

 



 
PR-CY.ru