КАИН - Страница 4

Однако кровь Авеля взывает об отмщении, и земля, которую Каин напоил кровью брата, проклинает его (Быт. 4:11; словосочетание «проклят ты» встречается ещё в Быт. 3:14, а также во Втор. 28:16, 19). В проклятии Каина, как и в проклятии Адама, важная роль отведена земле. Обращённые к Богу слова Каина: «Ты теперь сгоняешь меня с лица земли…», – напоминают об изгнании Адама из рая (Быт. 4:14; глагол «изгонять» встречается в книге Бытие три раза; кроме этих случаев ещё в Быт. 21:10). Таким образом, за грехом Каина (вторым в истории человечества) следует и второе изгнание – ещё дальше от Бога. Чтобы смягчить наказание и спасти Каина от убийц, Бог полагает на Каина знак (знамение), подобно тому, как Он сделал кожаные одежды для Адама и Евы после их изгнания из рая, чтобы смягчить их наказание. Бог говорит Каину: «Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4:12 – в архаическом обществе стать изгнанником означает оказаться вне защиты со стороны социума). «...Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьёт меня», – отвечает Каин Богу (Быт. 4:14). Вопрос о том, кто может встретить и убить Каина, кроме его родителей, как и вопрос о том, где Каин нашёл себе жену (Быт. 4:17), не находит отражения в тексте Священного Писания: действие рассказа о Каине переносится из первозданного мира, где существует лишь одна-единственная человеческая семья, в мир истории. Сказав далее: «Всякому, кто убьёт Каина, отмстится всемеро» (Быт. 4:15; по мнению исследователей, имеется в виду, что жертвой мести падут семь человек из рода убийцы), Господь сделал Каину «знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт. 4:15). Знамение в Ветхом Завете даётся людям, чтобы удостоверить их в истинности слов Бога или в Его защите; в качестве знамения могут выступать, например, радуга (Быт. 9:12), обрезание (Быт. 17:11), исполнившееся пророчество (Исх. 3:12) или чудо (Ис. 7:11). Поскольку в еврейском тексте буквально сказано «положил Господь Каину (или на Каина) знак», комментаторы обычно предполагают, что речь идёт о каком-то знаке на теле (например, об отметине на коже – так называемой «Каиновой печати»), однако в Месопотамском Талмуде ничего не говорится о характере этого знака. Каин поселяется в земле Нод, которая в Библии больше не упоминается. Её название перекликается с проклятием Каина: быть «скитальцем» (Быт. 4:12; от глагола «нод»). Каин познал жену свою, и она родила ему сына Еноха. Далее сказано: «...И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Быт. 4:17). Если не прибегать к конъектурам, то строителем первого города на земле следует считать Каина. Поскольку Каину суждено было стать «изгнанником и скитальцем» (Быт. 4:12), многие комментаторы предлагают изменить еврейский текст так, чтобы строителем первого города был Енох (однако такие «реконструкции» первоначального текста исследователи признают крайне субъективными). О дальнейшей судьбе Каина Библия ничего не сообщает, и он больше не упоминается в Ветхом Завете, только слова в неканонической «Книге премудрости Соломона» о том, что «отступивший от неё (т.е. от Премудрости) неправедный во гневе своём погиб от братоубийственной ярости», очевидно, подразумевают преступление Каина.

 



 
PR-CY.ru