Словарь по иудаизму К КАИН - Страница 14

КАИН - Страница 14

Изображение Бога в этих композициях замещает изображение десницы Божьей в небесном сегменте. В сцене убийства Каин замахивается либо дубинкой (мозаика кафедрального собора в Монреале), либо заступом или мотыгой (мозаика Палатинской капеллы в Палермо, около 1146–1151 гг.), орудием убийства может также быть камень (Серальский Октатевх, вторая четверть XII в.; фрески монастыря Дечаны, 1335–1350 гг.; «Четырёхчастная» икона, середина XVI в., музеи Московского Кремля; фреска Успенского собора Свияжского монастыря, вторая половина XVI в., и мн. др.). В мозаиках Сан-Марко (около 1215 – 1280 гг.) убийству предшествуют несколько эпизодов: гнев Каина, беседа Каина с Богом, беседа Каина с Авелем. Композиция «Проклятие Каина» в греческих Октатевхах, которые следуют раннехристианской традиции, изображается в двух сценах: Каин принимает проклятие Бога и Каин убегает от лица Бога. В этой сцене Каин обычно представлен с пустыми руками, жестикулирующим, как, например, в мозаике Палатинской капеллы (мозаика отреставрирована по старой схеме), на фреске монастыря в Дечанах, иногда держит орудие убийства, которое пытается спрятать у себя за спиной (мозаика кафедрального собора в Монреале). За сценой «Проклятие Каина» в Октатевхах следует композиция «Бог даёт знамение на Каина», чтобы всякий, кто встретит его, видел этот знак: от десницы Божьей в небесном сегменте исходят лучи, которые падают на лицо Каина. Следующая сцена – рождение у Каина сына Еноха и строительство Каином города (Шестикнижие в пересказе Эльфрика, начало XI в.). Завершающим эпизодом истории Каина является его убийство Ламехом. Подробности обстоятельств убийства Каина рассказаны в апокрифах. Во время охоты сын слепого Ламеха, Тувалкаин, наводивший лук отца, принял Каина, прятавшегося в кустах, за зверя, и Ламех, выстреливший из лука, насмерть поразил Каина. Так Ламех, не имевший возможности видеть, вопреки запрету Бога убил Каина. Изображение Ламеха с луком есть в Серальском Октатевхе, в Октатевхах из Ватикана (вторая половина XI в., вторая четверть XII в.), в мозаиках собора в Монреале и в росписи монастыря в Дечанах. Подробный цикл (шесть миниатюр) включён в Лицевой летописный свод 1570 гг. (Исторический музей). События жизни Каина представлены в нескольких композициях, объединяющих разные эпизоды: Рождение Каина; Рождение Авеля; Каин вскапывает землю лопатой; Авель с рожком пасёт стадо; Жертвоприношение Каина и Авеля; Огорчённый Каин перед Богом; Каин ведёт Авеля в поле; Каин, за спиной которого находится бес, замахивается камнем на падающего Авеля; Каин стоит перед Богом, наносящим знак на его лоб; Каин убегает от лица Бога; Рождение у Каина сына; Строительство Каином городов. Во всех сценах, кроме строительства городов, Каин изображён безбородым. В последнем эпизоде (убийства Каина Ламехом) Каин изображён седым старцем. См. также ст. Авель и Каин



 
PR-CY.ru