Словарь по иудаизму Ю ЮБИЛЕЙНЫЕ (Святые) ГОДЫ

ЮБИЛЕЙНЫЕ (Святые) ГОДЫ

ЮБИЛЕЙНЫЕ (Святые) ГОДЫ – периодически отмечаемые юбилейные годичные празднества в разных религиях. Ярко выраженные и описанные в различных источниках юбилейные годы наблюдались и у древних евреев, в их основе лежали празднования юбилейных дней и юбилейных недель. Согласно Закону Моисея (или Торе), праздник Субботы (Шаббат) был установлен Богом, хотя, несомненно, прототипом иудейского Шаббата был древневавилонский Шаббату – день празднования полнолуния. Вавилоняне заимствовали его у шумеров, от вавилонян его приняли ханаане, а от них – древние евреи. Со временем в иудаизме на основании того же Закона Моисея был установлен юбилейный год. Он отмечался по истечении семи семилетних периодов (последний год такого периода именовался «шаббатным годом») каждый 50-й год. О его наступлении, называвшегося также годом благодати, или годом всепрощения, сообщали звуки трубы или бараньего рога (см. Шофар). В этот год (как и в «шаббатный») евреи не пахали землю, чтобы она могла «отдохнуть» (из-за этого обычая римский историк Тацит обвинил их в лени), в пищу предписывалось употреблять лишь то, что само произрастало в полях и лесах. С юбилейным годом были связаны различные традиции и практики: даровать свободу соплеменникам-израильтянам, попавшим в рабство к собратьям из-за неуплаты долгов, возвращать землю прежним владельцам, отнятую у них из-за неуплаты долгов, освобождать людей от ранее данных обязательств и т.п. В основе празднований юбилейных годов имелась конкретная социально-экономическая подоплека: обеспечивалось относительно справедливое распределение земли между 12 израильскими племенами, и поддерживалась стабильность родового уклада Израиля. Празднование юбилейных годов имело и определенный религиозный смысл: напоминало верующим о Боге как властителе времени и земли, вершителе судеб людей. Каждый юбилейный год иудеи рассматривали как своеобразный «год благодати Божьей» и прощения, обещанного Богом в книге Исайи. Связанный с празднованием юбилейного года идеал искупления (спасения) и возрождения народа Израиля приобрел здесь эсхатологический характер (эсхатология – учение о конце света), поскольку он указывал на будущее освобождение и обновление жизни индивида и общества, которые должен принести Мессия. Этот идеал позднее был выражен в проповедях Иисуса Христа, в которых прощение долгов рассматривалось, прежде всего, как духовное отпущение грехов. Иудейская практика празднования юбилейных годов со временем была воспринята христианством, усмотревшим в Иисусе Христе и его миссии исполнение пророчеств Исайи о «годе Божьей благодати». В католической церкви юбилейные годы стали отмечать с 1300 г. Вначале они отмечались каждые 100 лет в начале каждого нового века, затем каждые 50 лет. Позже каждые 33 года (в память о количестве «земных» лет Христа) и, наконец, каждые 25 лет. Традиция отмечать юбилейные годы каждые четверть века сохранилась до настоящего времени. Правда, к этим годам стали постепенно прибавляться годы, приуроченные к тем или иным датам, например, Иоанн Павел II объявил таковым 1983 год, «в память 1950-й годовщины смерти и воскресения Спасителя». Сегодня принято называть юбилейными так называемые «круглые» даты.

 
PR-CY.ru