Словарь по иудаизму Й ЙОМ-КИППУР

ЙОМ-КИППУР

ЙОМ-КИППУР – самый важный из праздников иудаизма, день искупления и примирения. Этот день евреи хотели бы видеть Днем воссоединения, так как Бог уже написал  свое решение и вот-вот скрепит его печатью (см. Рош ха-Шана). Евреи хотят стать единым целым со своим небесным судьей, а также со своей семьей, друзьями и соседями. Отмечается в десятый день месяца тишрей, завершая десять дней покаяния. В этот день даже не соблюдающие традиций евреи все же посещают синагогу. Богослужение в этот день открывается молитвой Кол Нидре («Все клятвы»), а заканчивается молитвой неила. Это день самого строгого, полного поста; в течение 25 часов евреи не едят и не пьют. Толкователи объясняют это по-разному. Во-первых, воздерживаясь от радости принятия пищи и легкомыслия, евреи показывают, что осознают всю важность этого дня. Во-вторых, поскольку в прямом смысле они молятся за свою жизнь, у них нет ни одной свободной минуты, и духовные нужды перевешивают. В-третьих, тем самым доказывается, что люди – выше животных и ближе к ангелам и т.д. В Библии Йом-Киппур именуется «шаббатом шаббатов». Это не только день отдыха, но и день самоанализа, самооценки, попытки определить значение и смысл жизни. Вот почему благочестивые евреи проводят весь этот день (с заката в канун Йом-Киппура до наступления полной темноты на исходе Йом-Киппура) в молитве, размышлениях, раскаянии в грехах и примирении с Богом и ближними. Как и все остальное в иудаизме, этот праздник также имеет свою длительную историю. В эпоху Второго храма в Йом-Киппур первосвященник проводил особенно торжественную службу, а в эпоху после разрушения Храма и упразднения жертвоприношений стало принято считать, что Йом-Киппур сам по себе искупает грехи человека. Для иудаизма характерно, что представления об очищении и искуплении грехов, распространенные в древности среди многих ближневосточных народов, находятся в тесной связи с понятием раскаяния. Поэтому главное содержание праздника Йом-Киппур – чистосердечное раскаяние в грехах, делающее его Днем всепрощения. Примечательно, что такое раскаяние имеет силу лишь в отношении проступков против Бога, а в отношении обиды и ущерба, нанесенного ближнему, раскаяние действительно лишь после возмещения убытка и прощения со стороны потерпевшего. В Талмуде Йом-Киппур называется днем окончательного решения судьбы человека в наступающем году (днем первичного ее определения традиционно считается Рош ха-Шана). Приготовления к Йом-Киппуру начинаются за сутки до наступления праздника и сопровождаются многими обычаями, сложившимися в основном в период гаонов. В Йом-Киппур обязательно выполнение пяти запретов: на прием пищи и питья, умывание, умащение тела, ношение кожаной обуви и супружескую близость. Пост начинается за полчаса до захода солнца кануна праздника и заканчивается с наступлением вечера через сутки и подразумевает полный отказ от еды и питья. На вечернее богослужение мужчины надевают таллит, молитвенное покрывало (это единственная вечерняя служба в году, когда надевается таллит). Литургия Йом-Киппура начинается с молитвы «Кол нидрей», которая должна быть прочитана до захода солнца. После нее читается вечерняя молитва, пиюты и слихот. Особое значение в литургии Йом-Киппура имеют формулы исповеди и раскаяния в грехах.

 
PR-CY.ru