ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ - Страница 7

Во время голода Иаков и его сыновья, предки 12 племён Израиля, оставляют Ханаан и поселяются в Египте, в области Гесем, в дельте Нила, где их потомки становятся рабами. Исследователи, рассматривающие библейскую хронологию не как сугубо богословское построение, создатели которого оперировали символическими числами, но как отражающую реальные события, убеждены, что время патриархов – между 2100 и 1700 гг. до н.э. Время патриарха Авраама при таком подходе предполагается между 2100 и 1900 гг. Вывод основывается на внутрибиблейской хронологии, в частности, на указании 3 Цар. 6:1, согласно которому строительство храма Соломоном началось в четвёртый год его правления, в 480 г. после исхода. С учётом этих данных время ухода Авраама из Харрана в Ханаан – приблизительно 2092/2091 г., а переселение Иакова с семейством в Египет – 1877/1876 г. Однако большинство исследователей не принимают эту традиционную точку зрения и считают число лет 480 символическим – это время жизни 12 поколений, каждое из которых длится сорок лет. Такая датировка не подтверждается и археологически, поскольку в этот период культура Сиро-Ханаанского региона была неурбанизированной, в то время как в библейском повествовании об Аврааме города упоминаются (Быт. 14:2; 20:1; 23:2). В археологических памятниках, отождествляемых с библейскими городами, известными из книги Бытие, заметных остатков этого периода исследователи пока не обнаружили. Многие исследователи считают, что соответствующий исторический контекст, в котором патриархальная история получает своё место, – первая половина II тыс. до н.э., период среднего бронзового века (Авраам – XIX–XVIII вв. до н.э., около 2000–1700 гг. до н.э.) – время интенсивной иммиграции групп западных семитов, называвшихся аморреями (или сутиями). С иммиграцией аморреев исследователи обычно связывают изменения в материальной культуре Сиро-Ханаанского региона. Согласно археологическим данным, городская культура этого региона в эпоху ранней бронзы, в последней четверти III тыс. до н.э., приходит в упадок и сменяется по преимуществу культурой кочевников (процесс приходится на четвёртую фазу раннебронзового века, 2300–2100 гг. до н.э.). Переход же от первой фазы среднебронзового века (2100–1900 гг. до н.э.) ко второй его фазе, подпериоду А (1900–1750 гг. до н.э.) в Сирии и Палестине характеризуется значительными изменениями в материальной культуре и активным развитием городской цивилизации (период реурбанизации). Уильям Фоксуэлл Олбрайт и Нельсон Глюк интерпретировали археологические данные в пользу того, что время Авраама относится к первой фазе среднего бронзового века (2100–1900 гг.). Описанное в Быт. 12 событие (переселение Авраама), по мнению У. Олбрайта, отражает движение семитоязычных племенных групп во главе с их вождём Авраамом из южномесопотамского Ура на запад в Харран и далее на юг, вплоть до Негева.

 



 
PR-CY.ru