ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ - Страница 6

Основное содержание преданий – рассказ о Божьем откровении и обетовании патриархам, о Его договоре и завете с ними. Повествование о патриархах как бы подготавливает основное событие израильской истории – обретение закона Божия. Оно сообщает о том, что Бог повелел Аврааму покинуть родной город Ур в Месопотамии и отправиться в землю Ханаан, где по обетованию Божию он должен стать родоначальником многочисленного народа, которому Господь отдаст землю Ханаан (Быт. 12:1–9). Авраам пускается в странствование с домочадцами и стадами скота и на пути задерживается в окрестностях ханаанских городов Хеврона и Герара. В Ханаане Господь подтверждает Своё обетование и заключает с уже престарелым и бездетным Авраамом завет, обещая ему потомство, которое наследует землю «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт. 15:18); позднее завет подтверждается: Бог заключает с Авраамом «завет вечный», наследниками которого будут его потомки (Быт. 17:7). За повествованием об Аврааме следуют истории рождения его сыновей – Измаила (Быт. 16; с кратким родословием – Быт. 16:15) и Исаака, который родился от престарелой жены Авраама Сарры (Быт. 21:1–8; краткое родословие – Быт. 25:19). В Быт. 26:2–5 содержится обетование Господа Исааку: Бог обещает дать Исааку и его потомкам землю, сделать его потомство многочисленным и исполнить обетование Аврааму. В историю Исаака включён рассказ о соперничестве его сыновей, близнецов Иакова и Исава (предка идумеев), начавшемся ещё в утробе матери (Быт. 25:22 слл.). От двух дочерей Лавана и двух его служанок у Иакова рождаются 12 сыновей (родоначальники колен Израиля; имена перечисляются в Быт. 35:22–26) и дочь. Быт. 32 содержит рассказ о даровании Иакову нового имени: на обратном пути в Ханаан, во время одной из ночёвок (в месте, позднее названном Пенуэл), с Иаковом борется Бог (Некто), Который не смог его одолеть. Боровшийся даёт Иакову новое имя Израиль и благословляет его (Быт. 32:24–32). Позднее Бог утверждает Иакову это новое имя и обетование о многочисленном потомстве и земле (Быт. 35:9–12). Наряду с повествованием о происхождении Израиля предание о патриархах включает рассказ о происхождении и об образе жизни арабов (измаильтян, потомков Измаила, сына Авраама и рабыни Агарь, Быт. 16), Эдома (Исава, Быт. 36), Аммона и Моава (которые произошли от греховной кровосмесительной связи племянника Авраама Лота с дочерьми – Быт. 19:30–38). Особое место в преданиях о патриархах занимает рассказ об Иосифе, объясняющий, почему предки израильтян оказались в Египте. Братья, побуждаемые чувством зависти, продали Иосифа в рабство измаильтянам. Иосиф попал в Египет, где по стечению обстоятельств достиг высокого сана наместника фараона. Это повествование, как полагают исследователи, восходит к племенным преданиям потомков Иосифа – Ефрема и Манассии (ср.: Быт. 48:5–6).

 



 
PR-CY.ru