ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ - Страница 5

Игорь Михайлович Дьяконов пишет, что термином «евреи» «обозначается такое лицо из числа племён ибрим, которое либо не входит (вообще или в данное время) в состав членов израильского племенного союза (утратило племенные связи), а позже в состав подданных Израильского или Иудейского царства, либо же изображено в разговоре с собеседником (чужеземцем), который не может быть в курсе (тонкостей) данной племенной структуры (племенных родословий); таким образом, всякий член израильского племенного союза – ибри, но не всякий ибри – израильтянин; первый термин – общеэтнический, второй обозначает племенную, а позже государственную принадлежность». Таким образом, имело место терминологическое развитие в описании потомков патриарха Израиля – от «евреи» (этническое обозначение) к «израильтяне» (этнополитическое обозначение в период монархии) и к «иудеи» (после падения единого царства). Некоторые исследователи отождествляют слово «евреи» с так называемыми «хапиру»  о которых начиная со 2 половины II тыс. до н.э. сообщают многие источники; первое упоминание – текст от эпохи Третьей династии Ура (около 2050 г. до н.э.); в течение последующих 700–800 лет – в ассирийских, вавилонских, египетских, угаритских, хеттских текстах; в так называемых амарнских письмах (XIV в. до н.э.). Кэтлин Мэри Кеньон подчёркивала наличие семитских имён в этой группе хапиру, понимала её название как этноним и допускала сопоставление этого названия с названиями «евреи» и египетскими «апиру». По мнению К. Кеньон, повествования об Аврааме в общем соответствуют ситуации, связанной с вторжениями гиксосов, в состав которых могли входить и хапиру. Однако хапиру изображаются в источниках, в основном, как воины-наёмники, мародёры, торговцы и т.д., орудовавшие на территории всего древнего Ближнего Востока, что не соответствует описанию евреев в Священном Писании. В настоящее время ряд специалистов считают, что древние евреи выделились из среды хапиру, воспринимая тех и других либо как особые этносы (Ролан де Во), либо как социальные группы. На фоне этого признания делаются новые попытки лингвистических сближений терминов «хапиру» и «ибри». Однако происхождение от одного корня слов «ибри» и «Евер», систематическое переплетение их семантики (ибри-Евер-переход через Евфрат) и устойчивое соотнесение друг с другом в традиции едва ли допускают поиск иного толкования. Отечественные востоковеды считают, что словами «евреи» и «хапиру» обозначаются различные группы людей. Согласно И.М. Дьяконову, «хапиру не были кочевниками, кем, несомненно, являлись ибрим, и их этнический состав был не только и не столько аморейско-сутийским, сколько ханаанейским, аккадским и, возможно, хурритским и т.п.». Библейские предания о патриархах (Аврааме, Исааке и Иакове) образуют в совокупности рассказ о происхождении и начальном периоде истории Израиля.

 



 
PR-CY.ru