ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ - Страница 3

Царь Иосия предпринял последнюю (вплоть до династии Хасмонеев), неудачную попытку восстановить царство Давида в его прежних границах. Восстановление объединённого Израиля оставалось одним из главных чаяний послепленной ветхозаветной историософии. Например, автор Книг Паралипоменон (Хроники) подчёркивает, что Божественная воля состоит в том, что именно 12 колен образуют Израиль, хотя действительная граница персидской провинции Иудея во время Ездры и Неемии едва охватывала территорию Южного царства. Автор Хроник стремится подчеркнуть преемственность между древним и послепленным Израилем, используя для обозначения народа Божия как такового фразу «весь Израиль» (1 Пар. 11:10; 12:38; 13:6; и др.; 2 Пар. 1:2; 6:29; 7:6, 8; и др.). Тождество послепленной храмовой общины с Израилем подчёркивается тем, что народ – это, прежде всего, «собрание»: «всё собрание Израиля» (1 Пар. 13:2–5; и др.) или «весь Израиль, собрание Господа» (1 Пар. 28:8; употребляется также в 2 Пар. 1:3, 5; 7:8; 20:5, 14; и др.). В Книгах Ездры и Неемии возвратившиеся из плена в Иудею евреи также названы Израилем (1 Езд. 2:70) или «народом Израилевым» (1 Езд. 2:2), они происходят «от Израиля» (1 Езд. 2:59; Неем. 7:61), они «весь Израиль» (Неем. 7:73; ср.: 12:47). Такое понимание термина «Израиль» исследователи находят и в более поздней литературе. «Израиль» становится самоназванием еврейского народа, тогда как язычники употребляют слово «иудеи» (ср.: 1 Макк. 11:30, 33, 49–51). Как и прежде, обнаруживаются наименования «сыны Израиля», «народ Израиля» и «весь дом Израиля» (Иф. 4:1, 8–9, 15; 5:1; 1 Макк. 13:26, 41; и др.), а также «Бог Израилев» (Иф. 4:12; 6:21; 10:1; и др.). Уже в послепленный период возникает надежда на то, что воля Божия об Израиле свершится в эсхатологическом спасении, иногда это представляется как восстановление союза 12 колен Израилевых (Иез. 47:13–48:29; Сир. 48:10). Ср., например: «Блаженны, кто будет жить в те дни, ибо узрят они сотворенное Богом счастие Израиля в собрании колен его». Кумранская община также осознаёт себя принадлежащей к Израилю. В кумранских документах слово «Израиль» может обозначать как весь Израиль, так и собственно кумранскую общину, для которой в целом характерна вера в то, что именно она как собрание Божие является истинным Израилем или так называемым остатком Израилевым. В документах перечисляются «левиты, священники, Израиль и пришельцы». Когда будет явлена слава Божия, нечестивцы исчезнут из Израиля, а с «остатком Израилевым». «Бог установил Свой Завет для Израиля навеки, чтобы открыть им сокровенное, то, в чём заблуждался весь Израиль». Они – истинный Израиль, «дом совершенства и истины в Израиле», который «вступил в новый завет в земле Дамаска», для него Бог воздвигнет «дом в Израиле».

 



 
PR-CY.ru