Словарь по иудаизму И ИЕРОВОАМ II

ИЕРОВОАМ II

ИЕРОВОАМ II – тринадцатый израильский царь (около 793 – 753 гг. до н.э.), сын царя Иоаса из династии Ииуя. В Священном Писании он упоминается как одарённый полководец и правитель, при котором Северное царство стало могущественным и процветающим. Исследователи полагают, что Иеровоам II был назначен соправителем ещё при жизни его отца, передавшего ему командование израильской армией в войне с арамеями (4 Цар. 14:28). Ослабление господства арамеев в регионе после поражений от ассирийцев в Северной и Центральной Сирии позволило Иеровоаму II не только отвоевать ряд территорий, но также взять под контроль новые земли. Иеровоам II «...восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни (Галилейское море), по слову Господа, Бога Израилева» (4 Цар. 14:25; ср. Ам. 6:14). Военная экспансия Иеровоама II в районе Емафа (ныне Хама, Сирия) в Центральной Сирии, как полагают исследователи, осуществлялась с согласия Ассирии. Многие исследователи сомневаются в исторической достоверности сообщения в Месопотамского Талмуда о взятии Иеровоамом II Дамаска, предлагая различные варианты прочтения этого текста (4 Цар. 14:28). В результате успешных военных действий Иеровоам II восстановил границы Северного царства, существовавшие при Соломоне. Хотя отношения Иеровоама II с Южным царством были осложнены победой Иоаса над иудейским царём Амасией, они, тем не менее, носили мирный характер. Об этом косвенно свидетельствует упоминание о совместной переписи населения, проведённой на территории восточнее Иордана (1 Пар. 5:17). Религиозная оценка правления Иеровоама II в исторических книгах Библии неоднозначна. С одной стороны, Иеровоам II был осуждён как царь, который «делал... неугодное в очах Господних: не отступал от всех грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввёл Израиля в грех» (4 Цар. 14:24). С другой стороны, известно, что политика Иеровоама II получила одобрение пророка Ионы, сына Амафиина, предсказавшего ему победу над врагами, «...ибо Господь видел бедствие Израиля» (4 Цар. 14:25–27). Почитание Иеровоамом II Яхве проявляется в теофорном значении имени его сына Захарии, которое означает «Господь (Яхве) вспомнил». Иеровоам II распределял земли покорённых территорий среди верных ему соратников, в Заиорданье появился класс крупных землевладельцев и новая богатая аристократия. В книгах пророков Амоса и Осии с осуждением говорится о благосостоянии городской элиты, основанном на социальном неравенстве и эксплуатации народа (Ам. 2:6–7; 3:15; 6:1–6). Период стабильности и экономического роста привёл к падению нравственных норм и вероотступничеству в израильском обществе (Ам. 4:4; 5:21–24). Пророк Осия критикует культ Ваала, распространившийся в правление Иеровоама II (Ос. 2:8, 13, 17). Пророк Амос, послав к царю Амасию, священника из Вефиля, предсказал Иеровоаму II гибель от меча, падение его династии, «а Израиль непременно отведён будет пленным из земли своей» (Ам. 7:10–11). Ко времени Иеровоама II исследователи относят найденную в начала XIX в. в Мегиддо немецким археологом Г. Шумахером печать из яшмы с изображением льва и надписью: «Шемы, раба Иеровоама», принадлежавшую царскому чиновнику.

 
PR-CY.ru