ИУДЕЙСКОЕ ИСКУССТВО - Страница 2

Жертвоприношение Авраама также отсылает к Храму, поскольку считалось, что он был построен на месте, где Авраам должен был принести в жертву Исаака, и где ему было обещано, что его род умножится «как звезды небесные и как песок на берегу моря». Эпоха поздней античности, закончившаяся арабским завоеванием, заложила основы всего последующего развития иудейского искусства. Иерусалимский храм стал его главной темой. При этом евреи использовали художественный язык поздней античности, переосмысливая содержание распространенных в нем образов, как это видно на примере зодиакальных изображений. Так появилась одна из главных особенностей иудейского искусства – его способность использовать язык окружающей художественной культуры, вкладывая в произведения свое собственное содержание. Древнейший и важнейший памятник архитектуры иудаизма – храм Соломона в Иерусалиме, о котором известно по библейским описаниям. По своему устройству он был близок к храмам, распространенным на территории Древней Сирии – Палестины, однако имел и ряд особенностей (см. также Иерусалимский храм). Храм находился на Храмовой горе, был ориентирован с востока на запад и имел высоту около 15 м. Здание было продолговатой формы и состояло из смежных помещений – притвора (улам), святилища (хейхал) и Святая Святых (двир). Улам был призван отделять сакральное (святое) от светского. Ко входу в храм вели ступени, а по бокам от входа возвышались огромные колонны-столбы Яхин и Боаз. Из улама двустворчатая дверь кипарисового дерева (6 м в ширину) вела в святилище. Здесь стояли золотой жертвенник, стол для хлеба предложения и семисвечник – менора. За святилищем на возвышении находилась Святая Святых, куда вела небольшая дверь в метр шириной. Высота потолка здесь составляла 10 м. В Святая Святых между двумя разными херувимами 5 м высотой, покрытых золотом, стоял Ковчег Завета. Во время правления Ирода Великого Храм был сильно увеличен, но его внутренняя структура осталась неизменной. Самые ранние из известных синагог были построены около I в. н.э. в Масаде. Синагога никогда не повторяла архитектурные формы Храма буквально. В поздней античности синагоги ориентировались на греко-римские общественные сооружения – базилики, однако стремление подчеркнуть значение свитка Торы приводит к распространению типа апсидной синагоги. В апсиде хранят свиток Торы (такова, например, синагога в Бет-Альфе – Галилея). В синагогах диаспоры, где оказалось большинство евреев после завоевания Святой земли арабами (638 г.), сохраняется описанное выше членение внутреннего пространства, в то время как его стилистическое решение полностью подчинено художественным вкусам окружающей среды. Так, средневековые синагоги Западной и Центральной Европы – небольшие, напоминающие монастырские трапезные или городские залы со сводчатыми перекрытиями. Встречаются двухнефные синагоги (например, синагога в Вормсе, 1034 г., в Праге, XIV в.) и синагоги с зальным пространством (например, синагога в Бамберге, XIII в.). В этих зданиях Арон кодеш находится у стены, обращенной к Иерусалиму, а бима вынесена в центр. Женщины в таких синагогах находились в отдельных помещениях или на галерее. В Италии строились синагоги, в которых бима и Арон кодеш располагались на противоположных стенах. В Восточной Европе, где к XVII в. концентрируется половина еврейского населения Европы, разрабатывается особый тип четырехстолпной синагоги (например, во Львове, 1624 г., в Вильно, 1633 г.). Ее подтип – синагоги со сближенными центральными опорами (например, в Пинске, 1640 г.). В этом же регионе в XVII в. появляются деревянные синагоги (например, в Гвождиче).

 



 
PR-CY.ru