ИУДЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

ИУДЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ – совокупность мифов, отражающих народные представления приверженцев иудейской религии о древних верованиях, ритуалах, событиях, людях, прародителях или законоучителях. Подход к текстам Библии как к собранию мифологических сюжетов сформировался на основе разработок библейской критики, берущей начало в европейской науке с творчества Бенедикта Спинозы (XVI в.). Этот голландско-еврейский философ первым аргументировано доказал, что авторство Пятикнижия не могло принадлежать Моисею хотя бы потому, что там описывается смерть самого Моисея. К концу XIX в. исследователи текстов Библии выделили несколько их составных частей: одна, где Бог именуется Яхве, другая, где его имя Элохим, третья – Жреческий (священнический) кодекс в начале Книги Бытия, принадлежащая автору Второзакония. Успехи в изучении истории стран и народов Древнего Востока от Месопотамии до Древнего Египта предоставили огромный по объему и разнообразию материал для определения источников формирования библейских сказаний. Оказалось, что эти источники восходят к древнейшим преданиям шумеров, египтян и других народов региона. Была опровергнута теория Ю. Велльгаузена, сводившего большинство источников текста к эпохе вавилонского пленения. Важным источником преданий, дополняющим канонические книги Ветхого Завета, являются сохранившиеся различного вида тексты иудейской религиозной литературы древнего и средневекового периода, в частности мидраши. В них комментировались Законы Моисея и приводились назидательные рассказы об исторических персонажах, причем широко использовался сохранившийся мифологический материал, по которому исследователи находят следы домонотеистических представлений древних иудеев. Иудейская мифология исключительно национальна, и все ее предания направлены на подтверждение и защиту прав иудейского сообщества. Например, начало Священного Писания с сотворения мира объясняется необходимостью подведения слушателя к мысли о закономерности избрания Богом родоначальника еврейского народа Авраама и дарования этому народу Святой земли. Но сами мифы Пятикнижия имеют близкое сходство с подобными мифами месопотамской, ханаанской, древнеегипетской и др. мифологиями  Древнего Востока. Мотив отделения света от тьмы и создания небесных светил содержится в аккадском мифе о вавилонском боге Мардуке. Семь дней творения, как и семь ветвей священного светильника меноры соответствуют семи планетам вавилонской космогонии. Библейское имя Бога Элохим (Эл) обозначает имя божества у многих семитов и, что особенно важно, у жителей Ханаана (Палестины), до переселения туда древнееврейских племен в XIII–XII вв. до н.э. Имя первого человека Адам восходит к еврейскому слову «адама» (земля), что соответствует древнешумерскому преданию о сотворении богами людей и животных из глины. (Возможно также, что это слово восходит к древнеперсидскому «адам», что означает «я есть», или «это – я», т.е. имя «Адам» может означать самосознание человека.) Библейский рассказ о Всемирном потопе имеет особенно много аналогов в шумерских и ассиро-вавилонских мифах. Древнейший из них, шумерский, относится к III тыс. до н.э. В этих преданиях из катастрофы также спасается герой – любимец богов. Характерно для месопотамской мифологии и упоминание о «ковчеге» – священном корабле, а также страны Урарту, известной уже аккадцам. Вполне соответствуют историческим условиям, хотя, конечно, не буквально подтверждают их, предания о патриархах библейских.

 



 
PR-CY.ru