ИУДАИЗМ РЕФОРМИСТСКИЙ

ИУДАИЗМ РЕФОРМИСТСКИЙ – направление в иудаизме, возникшее в Германии в XIX в. На его становление оказали влияние, с одной стороны, идеи европейского Просвещения, главным проводником которого в еврейской среде был Моисей Мендельсон (1729–1786 гг.), а с другой стороны – радикальные социально-политические перемены в жизни Европы, вызванные Великой Французской революцией. Реформизм начался как бунт радикалов. Основатели реформизма подчеркивали, что обряды препятствуют выполнению миссии Израиля по совершенствованию всемирной морали. Они признали ритуал инструментом изоляции евреев, из тех же соображений долгое время отрицали сионизм. Пытаясь соответствовать представлениям о свободном обществе и заманчивому духу современности, в поисках одобрения своих идей, реформисты прошли несколько стадий развития, но через какое-то время вновь восприняли многое из того, что прежде отвергали. В частности, это касается поддержки Израиля и проявления большего уважения к традициям. Главным идеологом обновленного иудаизма был ученик Мендельсона Давид Фридлендер (1756–1834 гг.). Сущность нового учения заключалась в том, что огромная совокупность обрядов и ритуалов, налагаемых на верующего еврея талмудическим иудаизмом, является только исторически преходящим фактором, не отражающим подлинного духа религии. Отсюда делался вывод о необходимости радикального реформирования иудейского культа. Более того, предполагалось даже исчезновение самого слова «еврей». Эти идеи стали претворяться в жизнь после оккупации Германии наполеоновскими войсками и введения там либеральных порядков, включающих в себя гражданское равноправие евреев. Последователи Д. Фридлендера основали реформистские синагоги, в которых наряду с нововведениями (богослужение на немецком языке и аккомпанемента на органе), было выброшено упоминание о пришествии Мессии – одно из главных положений традиционного иудаизма. С появлением раввинов, получивших образование в европейских университетах, количество сторонников реформистского иудаизма резко возросло. Их главным идеологом стал Авраам Гейгер (1810–1874 гг.), который отвергал идею Божественного происхождения Пятикнижия Моисея, иудейские законы кошерной пищи (см. Кашрут) и т.д. Радикальному изменению подвергся и ритуал богослужения: вся служба велась на немецком языке, было отменено трубление в ритуальный рог (шофар) и ношение во время молитвы ритуального облачения (таллит), во всех религиозных вопросах женщины были уравнены в правах с мужчинами. Однако движение реформизма встретило в Германии решительные протесты оппонентов в традиционных иудейских кругах. Хотя реформизм нашел своих последователей и в других европейских странах, гораздо больших успехов он добился в США. Не встречая там организованного противодействия, реформизм стал стремительно распространяться и принял более радикальный характер. В 1885 г. на съезде в Питтсбурге было подтверждено, что евреи являются не народом, а религиозной общиной. Главным принципом было признано библейское положение о любви к ближнему как к себе самому. Поэтому ритуалы, соблюдение субботы (см. Шабес), пищевые запреты только мешают этому и должны быть отменены. Субботняя служба была перенесена на воскресенье.

 



 
PR-CY.ru