Словарь по иудаизму И ИУДАИЗМ В РОССИИ

ИУДАИЗМ В РОССИИ

ИУДАИЗМ В РОССИИ появился раньше, чем появилось название «Россия». Первые сведения об иудейских общинах в греческих городах-колониях на северных берегах Черного моря датируются I в. н.э. В VIII в. иудаизм становится государственной религией Хазарского каганата, располагавшегося между Волгой и Днепром. Население страны было преимущественно тюркским, со значительным славянским электоратом. Ко времени крещения Руси в Киеве и других городах уже существовали слявяноязычные иудейские общины смешанного этнического происхождения. В частности, летопись сообщает об участии «хазарских иудеев» в «испытании вер» князем Владимиром. На землях бывшей Киевской Руси, вошедших в состав Польско-Литовского государства, иудейские общины в конце XV – начале XVI в. были ассимилированы переселившимися из Германии евреями-ашкеназами и усвоили принесенный ими еврейско-немецкий язык (идиш). В XVI в. Польско-Литовское государство становится средоточием иудейской религиозной учености, и там формируются органы общинного самоуправления – кагалы, во главе которых стояли раввины и даяны (религиозные судьи). В конце XV в. в Новгороде возникает движение жидовствующих, сторонников которого обвинили в отходе от православного вероисповедания, в том числе культа икон и т.д., а также в приверженности иудейской традиции. В результате жестокого подавления «ереси» иудеям был запрещен въезд в Московское царство. В XVIII в. среди иудейских общин Западной Украины возникает новое мощное движение – хасидизм, против которого выступили представители традиционной талмудической учености. После разделов Польши в конце XVIII в. восточные владения королевства с многочисленным еврейским населением были включены в состав Российской империи. До этого правительство (после подавления новгородской ереси), сохраняя традиции Московского царства, старалось не допускать распространения иудаизма на территории государства. На перешедших в христианство эти ограничения не распространялись. После перехода евреев под власть России при Екатерине II иудеи стали гражданами государства, хотя и с большими ограничениями в правах. С 1795 г. законодательно оформилась «черта оседлости евреев», точнее, «лиц иудейского вероисповедания» (Белоруссия, Литва, Украина, Новороссия), за пределы которой иудеи не имели права свободно выезжать и селиться. В 1802 г. в начале царствования Александра I с негласного разрешения властей создается Санкт-Петербургская иудейская религиозная община. Дозволялось, правда, по особым разрешениям, посещать внутренние губернии иудеям-промышленникам, купцам, художникам и ремесленникам. Запрещались преследования хасидов. В 1817 г. было запрещено обвинять иудеев в совершении ритуальных убийств на основании лишь предрассудков. Правда, большинство либеральных начинаний осталось на бумаге. Мистически настроенный Александр I даже учредил общество «израильских христиан». По уставу члены общества (евреи, перешедшие в одну из христианских религий, а также их потомки) получали большие экономические и правовые льготы и привилегии. Однако в 1833 г. общество было закрыто ввиду отсутствия достойных претендентов. В царствование Николая I положение иудеев ухудшилось, на них была распространена рекрутская повинность, причем в повышенной норме. Призывали в «кантонисты» подростков с 12 лет, которых зачастую насильно заставляли креститься. Однако отслужившие 25-летнуюю службу «николаевские» солдаты иудейского вероисповедания получали право повсеместного проживания, в результате иудейские общины появляются за пределами «черты оседлости». В 1844 г. кагалы «как оплот религиозного фанатизма» упраздняются, а в Вильно и Житомире учреждаются два раввинских училища для воспитания иудейских духовных наставников. В конце царствования Николая I правительство было сильно обеспокоено распространением среди крестьян исконно русских губерний «еретических» сект жидовствующих (или субботников), отвергавших христианскую традицию. Хотя было доказано отсутствие миссионерской деятельности со стороны евреев, все же это привело к усилению ограничений для иудеев. Нередко также возникали обвинения в ритуальных убийствах, хотя все расследования показывали их беспочвенность.

 



 
PR-CY.ru