ИУДАИЗМ - Страница 5

В целом данная религия вопросам нравственности придает гораздо большее значение, чем даже проблемам догматики или ритуала. Это выражено еще Гиллелем (I в. до н.э. – I в. н.э.) в поучении, данном язычнику: «Не делай ближнему того, что не желаешь, чтобы делали тебе. Все остальное есть толкование». Этому этическому принципу подчинена и социальная доктрина иудаизма. Ее основа заключается в понимании того, что все земные блага и собственность являются не личным владением, а имуществом, доверенным их владельцу Всевышним в управление и хранение. Поэтому нельзя использовать стесненные обстоятельства другого человека для личного обогащения. Даже раб в соответствии со Священным Писанием никогда не считался полной собственностью хозяина. Согласно Торе, все люди равны перед нравственным законом Бога и отличаются только своими социальными функциями. Особое место в иудаизме занимает проблема милосердия и сострадания, отказ от которых приравнивается к богоотступничеству. Эти принципы распространяются даже на неживую природу. Последователь иудаизма должен совершать добрые дела. Выделяются следующие виды добрых дел, возвышающих человека как в этом, так и в другом мирах: гостеприимство и предоставление пищи голодному, одежды и обуви нуждающимся, посещение и уход за больными, погребение умерших, утешение скорбящих, выкуп пленников и выдача замуж невест из бедных семейств. Строго определены и формы обеспечения пищей нуждающихся с тем, чтобы те не испытывали чувства унижения. Например, в древности прямо предписывалось оставлять несжатыми края поля для бедных, вдов, сирот и пришельцев, для них же предназначались и опавшие при жатве колосья, а также забытые снопы. При этом сам факт благотворительности считается полезным и даже необходимым, прежде всего, самому дающему, поэтому все дела и акты благотворительности обозначаются еврейским словом «цдака» (праведность). Вместе с тем считается, что помощь не должна стимулировать безделье и лень. Необходимость трудиться является одним из основных принципов иудейской этики. Считается, что даже самому уважаемому мудрецу лучше выполнять самую грязную работу, чем просить помощи у других. Запрещено давать пожертвования, не расплатившись с долгами или с целью скрыть дурные дела и поступки; нельзя принимать помощь от занимающегося преступной деятельностью. Но самое главное, цдаку надо оказывать приветливо, с искренней радостью, иначе даже крупная сумма не считается угодной Богу. Показательно, что милосердие распространяется и на животный мир: в субботу домашний скот должен отдыхать, необходимо разгрузить упавшее вьючное животное, забой скота должен осуществляться самым щадящим образом, а охота как развлечение вообще запрещена. В иудейской этике туманно и неконкретно говорится о бессмертии души и воздаянии в загробной жизни, хотя и нет сомнения в их реальности. Главное внимание уделяется земной жизни, которая дана Богом на радость человеку. Поэтому иудаизм именует себя «религией жизни». Но чтобы жизнь приносила радость, необходимо всем соблюдать установленные правила этики. Понимание важности требований этики в иудаизме настолько велико, что, согласно Священному Писанию, все бедствия, обрушивающиеся на иудеев, объясняются, прежде всего, нарушением этих требований и воздаянием за грехи.

 



 
PR-CY.ru