ИУДАИЗМ - Страница 4

С одной стороны, впервые в истории еврейского народа появилась возможность полноправной интеграции в окружающую культурную среду, а с другой – верность иудаизму оставалась главной добродетелью еврея. Один из путей преодоления антагонизма между еврейством и окружающей средой – отказ от признания исключительности иудаизма либо же определение еврейства не как религиозной, а как культурно-этнической группы. Не случайно в этот период наряду с традиционным иудаизмом широких еврейских масс появляются течения, по-разному отвечающие на вопросы современности, – реформизм в иудаизме, ортодоксальный и консервативный иудаизм. Некоторые еврейские мыслители развивали представление об иудаизме как об универсальном моральном учении, цель которого – продвижение человечества на пути к осуществлению принципов идеальной этики. Другие философы рассматривали его как культурно-исторический феномен, находящийся в уникальных исторических условиях и, тем не менее, не утративший свой национальный характер. Катастрофа еврейства во Второй мировой войне (Холокост) дала импульс дружественным контактам и диалогу иудаизма с христианским миром. Вместе с тем процессы эмансипации евреев, а также политический сионизм привели к ослаблению влияния иудаизма. Специалисты полагают, что сегодня в мире среди тяготеющих к иудейской традиции насчитывается 13–14 млн. чел. Считается, что после разрушения Храма и вплоть до прихода Мессии единого центра иудаизма не существует. Как и всякая религия, иудаизм – это, прежде всего, особый образ жизни и особый взгляд на мир. Его особенность заключается в том, что он заставляет пессимизм уступить место надежде, а отчаяние, присущее экзистенциализму, заменяет верой в божественное Провидение. Заблудшему человечеству он предлагает ответы на пять вопросов: Кто есть Бог? Что есть человек? Как нам относиться к другим людям? Зачем нужны законы? Что составляет смысл жизни? Для некоторых людей смысл жизни окутан тайной, и потому всякая попытка дать ему определение ставит их в тупик.  Иудаизм – это религия идеи, начиная с революционной идеи человека, которого звали Авраам. Он открыл Бога, поэтому евреи во время молитвы обращаются к нему как к «Богу Авраама». Открытие заключалось в том, что Бог – существует, что он – просто Сущий, но суть веры иудеев в Бога гораздо важнее этого открытия. Она заключается в том, что хотя сам Бог непознаваем, но его можно познать по его проявлениям, поскольку он везде и нигде, нематериален, но всемогущ. Бог – это Творец мира, который до сотворения не существовал, потому что создание без Создателя представляется абсурдным. И в этом была революционность идеи. Но то, что создается, всегда имеет закономерности. И хотя сам Творец не подвластен законам мира, он вправе от своего творения требовать соблюдения законов, по которым создан мир. Отсюда – требование соблюдать данный Богом Закон.  Но это требование сформулировано не в виде приказа, а виде договора, потому что само творение в определенной степени свободно. Меру свободы и меру зависимости необходимо постигать данным человеку разумом. Поэтому весь иудаизм пронизывает не столько чувство, сколько мысль. Именно на его почве возникла позже рационалистическая религиозная философия. Стержневыми в иудаизме являются вопросы нравственности, поскольку человек был создан по образу и подобию Бога и, следовательно, в своей деятельности должен быть подобен ему.

 



 
PR-CY.ru