ИУДАИЗМ - Страница 11

Начиная со второй половины XIX в., иудейские общины утрачивают функции внутреннего самоуправления и превращаются только в добровольное религиозное сообщество. В разных странах формируются отдельные конгрегации ортодоксальных, реформистских и консервативных общин. В Израиле, где формально религия не отделена от государства, существуют конгрегации общин иудеев-ашкеназов и иудеев-сефардов. Религиозные партии, связанные с иудейскими общинами, оказывают большое влияние на политическую жизнь. Огромное значение иудаизм придает образованию. Иудейское образование берет свое начало в эпоху создания единого царства Давида и Соломона и первого Иерусалимского храма. Необходимо было обучить чтению и письму сословие жрецов – когенов и левитов, которые должны были обладать подробными знаниями в области храмового ритуала и различных культовых жертвоприношений. Прекращение храмовых служб стимулировало изучение Священного Писания более широкими массами иудеев, чему способствовал и переход на более простой «квадратный» алфавит. Ездра установил порядок регулярного еженедельного чтения священных текстов, в результате чего возникают особые дома собраний (синагоги), где иудеи собирались для обсуждения прочитанного отрывка Писания, его толкования и чтения молитв. Война Маккавеев (см. Маккавеи) велась под религиозными лозунгами, что также способствовало дальнейшему развитию иудейского образования. В I в. до н.э. было введено обязательное обучение для мальчиков с 6–7-летнего возраста. После разрушения второго Иерусалимского храма иудейское образование приобрело особое значение, поскольку было ясно, что только единство Закона должно заменить богослужение в Храме. С III в. н.э. изучение Талмуда проходит в специальных школах – «иешивах», которые продолжали процветать и в условиях Багдадского халифата, а с X–XI вв. – в мусульманской Испании. Со временем в странах Западной и Восточной Европы возникают школы, где светские дисциплины постепенно вытесняют чисто религиозные. В современном Государстве Израиль имеется большая сеть ортодоксальных иудейских школ и иешив, поддерживаемых государством. В большинстве остальных государств иудейское образование существует в основном в виде дополнительных школ при синагогах разного направления. Так называемые еврейские школы в России и других странах представляют собой в основном светские учебные заведения, где учащихся знакомят с иудейской традицией и обрядностью. В результате у последователей формируется представление о том, что иудаизм – это религия жизни, которая определяет, как евреи должны жить здесь, на земле. Однако реальность требует считаться и с фактом неизбежности смерти. Иудаизм считает прекращение физической жизни трагичным, несмотря на то, что оно отмечает начало нового духовного странствия. Смерть, с точки зрения иудаизма, есть своего рода переселение из одной комнаты в другую, гораздо более прекрасную.



 
PR-CY.ru