ИСХОД ИЗ ЕГИПТА - Страница 4

На этой земле и пришли поселиться арамейские переселенцы, среди которых выделялся уроженец города Ура Халдейского Авраам. Если он и существовал (в чем многие исследователи сомневаются), то ни в коем смысле не был предком всего еврейского народа, как это принято считать по сей день. Даже его потомки, Исаак и Иаков, рассматриваются как символические фигуры, представляющие, по-видимому, какой-то племенной культ. Иаков, который, очевидно, сохранил имя древнего палестинского божества, был персонифицирован как общий прародитель двенадцати колен Израилевых, имена которых восходят большей частью к тотемам. Наконец, идея Исхода имеет и аллегорический смыл: чтобы приобрести новое качество, всегда нужно выйти за пределы самого себя, за пределы себя прежнего. Происходит как бы второе рождение, сопровождающееся сменой имени. Так, Аврам становится Авраамом, Сара – Саррой, Самсон из разбойника превращается в патриота и т.д. Преобразиться путем Исхода из прежнего состояния может и целый народ, пройдя через нужду и лишения, преодолевая в себе прежнюю систему ценностей. Благодаря тому, что эта библейская легенда широко применялась христианством вообще и русским православием в частности, выражение «Земля обетованная» очень часто используется и встречается в словарях с пометками книжн., высок. Обетованная (старосл.) – «обещанная» (древним евреям). Оно имеет три значения. Во-первых, это – место, куда кто-либо стремится, мечтает попасть. Во-вторых, это – место, где царит довольство и счастье. В-третьих, вообще что-либо желаемое, что представляется высшим счастьем. С Исходом из Египта связано выражение (с пометкой устар.) «Перст Божий», означающее указание свыше, судьбу, предрешенность чего-либо или закономерное следствие. «Явились мошки на людях и на скоте. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И сказали волхвы Фараону: это перст Божий» (Исх. 8:17-19). С пометкой ирон., шутл. можно в словарях встретить выражение «По морю (воде) аки по суху», означающее легкое преодоление какого-либо препятствия. Используя это выражение, апостол Павел приводит примеры истинной веры: «Верою перешли они Чермное море аки по суху земли» (Евр. 11:29). Бытует также выражение «Огненный столп», означающее чудесный знак, чудесное предзнаменование. Оно также связано с библейским рассказом об Исходе из Египта: «Господь шел перед ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью» (Быт. 13:21). А также выражение «Иерихонская труба», означающее громкий трубный голос или человека с таким голосом. По библейскому мифу, евреи, идущие из египетского плена, хотели покорить город Иерихон, прочные стены которого они не могли разрушить. И вдруг стены города пали сами собой от звуков священных труб (Нав. 6).



 
PR-CY.ru