Словарь по иудаизму И ИСХОД ИЗ ЕГИПТА - Страница 2

ИСХОД ИЗ ЕГИПТА - Страница 2

В иудейской традиции важность Исхода из Египта подчеркивается уже в первой заповеди: «Я Бог твой, который вывел тебя из Земли Египетской, из дома рабства». С этим событием традиционно связывают и главные иудейские праздники: Пейсах, Шавуот и Суккот. С памятью о египетском рабстве связаны и законы о справедливом отношении к рабам и пришельцам. Осознание решающего значения Исхода из Египта в окончательном формировании иудаизма нашло свое выражение во включении упоминания об этом событии в состав многих молитв. Во время вавилонского пленения и после разрушения второго Иерусалимского храма предание об Исходе из Египта служило примером и напоминанием о будущем избавлении и возвращении на родину. Из года в год празднование Пейсаха символически воспроизводило события Исхода из Египта. К этому сюжету много раз обращались и пророки библейские. В Талмуде, Мидраше и более поздней раввинистической литературе библейское повествование об Исходе из Египта много раз толковалось и комментировалось, служило основой множества легенд и сказаний, продолжая оставаться источником вдохновения. Агадические нравоучения (см. Агада) и галахические постановления (см. Гомилетическая литература) извлекались из библейского описания Исхода из Египта. Казалось бы, что ничего нового сказать по этому поводу уже нельзя, однако споры не утихают. И несмотря на то, что некоторые исследователи полагают, что предание об этом событии является легендой, но все же есть достаточно оснований считать, что Исход из Египта мог иметь место при фараоне Рамзесе II в начале XIII в. до н.э. Об этом, в частности, свидетельствует и иероглифическая надпись фараона Мернептаха, датируемая приблизительно 1220 г. до н.э., о завоевании Ханаана (Палестины). Также следует указать, что признание историческим самого факта Исхода из Египта не означает признание исторической достоверности многих деталей библейского повествования. Время Исхода из Египта, его маршрут и другие связанные с этим событием вопросы остаются дискуссионными в научном сообществе. Можно предположить, что у евреев были и реальные причины, кроме мессианских, покинуть долину Нила. Во-первых, с Исходом из Египта по времени совпадает огромная экологическая катастрофа, случившаяся в XIV–XIII вв. до н.э., когда севернее острова Крит взорвался вулкан Санторин, уже двести лет до того гнавший местных жителей с насиженных мест постоянными землетрясениями. Видимо, ветер отнес продукты вулканического извержения в дельту Нила, из-за чего данная местность перестала быть на какое-то время пригодной для проживания. Предание говорит о том, что евреи ушли именно из окрестностей города Раамсес, расположенного в самом нижнем течении притоков Нила, практически на побережье Средиземного моря. Именно эти события позже были зафиксированы в Торе под названием «казни египетские». Во-вторых, вполне возможно, что во время извержения вулкана образовалась гигантская волна (цунами), которая докатилась до дельты Нила и случайно могла спасти жизнь какой-то группе переселенцев, которые без конца ходили в Египет и обратно. Не исключено, что это могли быть просто купцы. Их фантастический рассказ о том, что море вдруг отступило, а затем огромной волной накрыло всю обозримую местность, вполне мог поразить воображение не только современников, но и потомков. В дальнейшем этому природному явлению было придано совершенно иное значение. Оно-то и сохранилось в народном сознании.

 



 
PR-CY.ru