ИСХОД ИЗ ЕГИПТА

ИСХОД ИЗ ЕГИПТА – центральное событие в истории формирования иудейской традиции, подробно описанное в Библии. Исход из Египта в еврейском национальном самосознании воспринимается как событие, определившее становление еврейского народа и его религиозных институтов. Не было бы Исхода из Египта, не было бы ни еврейского народа, ни иудаизма. И если такого события в реальности не было, то мудрость основоположников иудаизма заключается именно в том, что такой миф был создан. Проблема исторической достоверности Исхода из Египта – один из неразрешимых вопросов современной библеистики, поскольку библейское повествование остается единственным источником, на который опираются все более поздние известные нам свидетельства. Соответствующего египетского источника, упоминающего об Исходе из Египта, не найдено, хотя в некоторых древнеегипетских документах исследователи видят косвенное свидетельство историчности основных моментов библейской традиции. Это, прежде всего, папирус Анастаси (XIII в. до н.э.), в котором содержится сообщение о восточных кочевниках, просивших о разрешении на поселение в Египте во время засухи. Многие поселения Ханаана были разрушены в течение XIII в. до н.э., что связано, возможно, с завоеванием страны племенами израильтян. История бегства евреев из Египта изложена в книге Исход, однако в еврейской традиции под Исходом из Египта обычно понимается не только сам выход израильтян из Египта, но и весь комплекс связанных с ним событий как предшествовавших, так и последовавших. Например, десять казней египетских, скитания израильтян по пустыне, дарование Торы и т.д. С этой точки зрения, повествование об Исходе из Египта охватывает четыре из пяти книг Пятикнижия, а книга Бытие содержит его предысторию. Еврейская традиция рассматривает сотворение мира и человека, всю начальную историю человечества как подготовку Исхода из Египта – этого переломного момента истории. Согласно библейскому повествованию, Бог решает освободить из египетского рабства оказавшихся там потомков колен Израиля и возлагает эту миссию на Моисея и его брата Аарона. Фараон долго не соглашается отпустить своих рабов, за что Бог насылает на его страну казни египетские, после которых фараон вынужден согласиться. Странствие их из Египта в Землю обетованную (Палестину) сопровождаются многими чудесами: спасением беглецов от погнавшихся за ними египетских войск, снабжение их пищей (манной небесной) и водой в Синайской пустыне, победой над враждебными племенами. Однако главным событием Исхода из Египта является дарование на горе Синай в третий месяц Исхода «Десяти заповедей» (см. Декалог). При этом Бог даровал своему народу целый свод законов, касающихся многих сторон религиозной жизни, в частности, устройства переносного храма – Скинии Завета, порядка богослужения, священной утвари, соблюдения субботы, законов уголовного и гражданского характера, морально-этических наставлений. Исход из Египта служит основанием для многих предписаний Закона, начиная с запрета есть квасное в Пейсах. Именно в контексте Исхода из Египта понимается нерушимый завет Израиля с Богом и миссия Израиля – избранного народа, получившего в Исходе из Египта свободу для служения Богу. Вместе с тем во время странствования по пустыне часть народа роптала на Моисея и временами даже впадала в идолопоклонство (поклонялась Золотому тельцу), что всегда влекло за собой жестокое наказание виновных. Наконец, за неверие в способность Бога помочь завоевать Землю обетованную, Господь обрек народ на 40-летнее блуждание в Синайской пустыне, т.е. пока не уйдет поколение, наделенное рабскими инстинктами.

 



 
PR-CY.ru