Словарь по иудаизму И ИЗРАИЛЬ БЕШТ

ИЗРАИЛЬ БЕШТ

ИЗРАИЛЬ БЕШТ (1700–1760 гг.) – основоположник хасидизма. Он был выходцем из рядов темного подольского еврейства, странствующим баалашем (т.е. знахарем-чудодеем). Бешт – его прозвище. Он рано увлекся кабалистикой (см. Каббала), изучал свойства различных трав и приобрел практические познания в области народной медицины, стал ходить по городам и деревням Галиции, предлагая вылечивать различные болезни при помощи трав, амулетов, каббалистических заклинаний и нашептываний. Лечение его часто бывало успешным, и вскоре он прослыл в народе чудотворцем. Тогда его стали называть Баал Шем Тов, что означает «Добрый чудотворец, знающий имя Бога». (Отсюда его прозвище, представляющее собой аббревиатуру из этих трех слов.) Простонародье его очень любило. Вскоре от лечения телесных недугов Бешт перешел к лечению душ – стал не только врачевать, но и проповедовать. В 1740 г. он поселился в Меджибоже, который с этого времени стал центром нового вероучения. Оно было основано на двух началах: вездесущности Божьей и тесной связи между Богом и человеком. Бешт учил, что мир во всем своем разнообразии создан как бы из самого Бога и вместе с тем неотделим от него, подобно тому, как складка на платье неотделима от самого платья. Поэтому там, где мы видим бесчисленные проявления реальности (людей, природу, строения и т.п.), – на самом деле нет ничего, кроме Бога, вмешательство которого во все человеческие дела непрерывно. Даже зло существует в Боге, ибо, по мнению Бешта, самостоятельного, абсолютного зла в действительности нет, т.к. зло – лишь фундамент добра и, таким образом, само становится добром. Поэтому к каждому человеку надо относиться, как к праведнику. Между Богом и человеком существует постоянное взаимодействие, поэтому не только Бог влияет на человека, но и человек оказывает постоянное влияние на волю и настроения Божества. Каждое действие, каждое слово человека производит соответствующее колебание в высших мирах и приводит к изменению во всем строе Вселенной. И не только поступки и слова – даже мысли. Человек должен прилепиться к Богу всей душой и чувствовать себя всегда в Его присутствии. На этом положении было основано учение Бешта о праведниках (цадиках). Цадик – это такой человек, который в наивысшей степени осуществляет идеал «общения», а потому является у Бога как бы «своим человеком» (см. также Цадик). Роль праведника – это посредничество между Богом и обыкновенными людьми. Однако наиболее трепетное и интимное общение с Богом происходит во время молитвы. Чтобы общение было полным, молитва должна быть не машинальным обрядом, а восторженным порывом к небу, полным слиянием человека с Богом.

 



 
PR-CY.ru